Дендерский зодиак археологическая достопримечательность
Бог Тот чертил слова гигантских книг,
«Светоч мысли. Венок сонетов. Египет». Валерий Брюсов
Чтоб в числах три, двенадцать и четыре
Мощь разума распространялась в мире.
Дендерский зодиак — потолочный барельеф с изображением созвездий из храмового комплекса Хатхор в египетском городе Дендере.
Дендерский зодиак любят эзотерики, праздные любители египетской экзотики, околонаучные конспирологи, фоменковцы и астрологи, поэтому русскоязычный сегмент интернета заполнен низкосортной информацией об этом объекте. Будем разбираться постепенно.
Начнем с того, что мы говорим о круглом Дендерском зодиаке; помимо него есть другие астральные артефакты Дендера, в частности, известен «длинный Дендерский зодиак». Во-вторых, Дендерский зодиак — никакой не зодиак, а планисфера: изображение неба в виде круга с созвездиями, а не просто полосы зодиакальных созвездий.
История открытия
Информация о Дендерском зодиаке попала в Европу после египетского похода Наполеона, когда французский художник и египтолог-любитель Доминик Виван-Денон зарисовал его, а в 1802 году опубликовал гравюры (не безошибочные). В 1821 году Зодиак был вывезен во Францию и помещен в Национальную библиотеку, а 1922 году перемещен в Лувр, где и пребывает благополучно.
Барельеф представляет собой квадратную плиту из песчаника размером 2.5 метра; по её периметру расположены антропоморфные божества, держащие круговое изображение неба. В круге неба — фигуры египетских созвездий, планет и хорарных божеств. Идентификация образов дискуссионна.
Датировка
Часовня, посвящённая Осирису, начала возводиться при поздних Птолемеях, а её портик (пронаос) был пристроен при императоре Тиберии (его правление 14 — 37 гг. н.э.). В потолке пронаоса находится Зодиак и логично считать, что и создан он в это время. Однако он мог быть произведен раньше и затем вмонтирован в потолок построенного портика или мог копировать (частично или полностью) древнее изображение. Точной датировки нет до сих пор, но разброс предположений поражает воображение. Особенно постарались эзотерики и маргиналы-реформаторы.
- С.Н.Павлова — 9780 год до н.э.
- Елена Блаватская — IX тысячелетие до н.э.
- Richard Peter Wade — оригинал VI тысячелетие до н.э., реконструирован при Птолемеях
- Жан Батист Фурье — 2500 до н.э.
- Бругш (по Н.Ж.Локьеру) — 1700 г. до н.э. («почти все детали дендерского зодиака воспроизводят надписи или астрономические изображения»)
- Новое царство, XVI — XI вв. до н.э.
- Био (по Н.Ж.Локьеру) — ~700 г.до н.э. (летнее солнцестояние)
- 50 гг. до н.э. (поздние Птолемеи)
- Сильвия Ковиль, Эрик Обур — 50 гг. до н.э. (7 марта 51 г. до н. э., 25 сентября 52 г. до н. э.)
- Жорж Кювье — 123 — 147 гг. н.э.
- Шампильон — IV в.
- Николай Морозов — 568 г. (дата астрологической конфигурации, отображенной на Зодиаке — 15 марта 568 г.)
- В.А.Никонов — 1008 г. (21 июня 1008 г.)
- Фоменко — 1185 г.
Большинство современных историков относят Дендерский зодиак в поздним Птолемеем (окончание династии датируется 30 г. до н.э.), при этом часто называются 50-е гг. до н.э.
(Н.Ж. Локьер в работе «Рассвет астрономии. Планеты и звезды в мифах древних народов» на рубеже XIX — XX вв. довольно осторожный в своих предположениях об астрономии Египта, становится вдруг совершенно некритичным, когда говорит о датировке Дендерского зодиака Био и др.)
Зодиак
Внешний ряд фигур, вышагивающих против часовой стрелки Дендерского зодиака — это 36 божеств, представляющих 36 деканов египетской астрономии: каждый зодиакальный знак делился на три десятиградусные части, называвшиеся «баранами» или просто «звёздами». Древнеегипетские деканы — понятие оригинальное, не свойственное вавилонской или греческой астрономии, несмотря на то, что в позже в европейской астрологии также появились аналогичное деление эклиптики. В отличие от месопатасмкого привычного нам зодиака, древнеегипетские деканы использовались для ночного счета часов и календарных, а не астрологических целей и соответствовали 10-дневной неделе египетского календаря.
Духи деканов имели важную прикладную роль в верованиях египтян: они в качестве проводников, они провожали умершего в его послесмертном путешествии. Поэтому упоминания о них распространены и современные историки знают их по именам.
Имена духов деканов (по Джоан Конман «Круглый Зодиак храма Хотхар в Дендере»)
- Кнумет – возможно «обезьяна». Фигура с человеческой головой, носящая двойную корону.
- Хэри-хэпед-Кнумет – «находящийся под бедром или ягодицами Кнумета». Фигура мужчины с головой сокола, носящего двойную корону.
- Хэт-тчат – «передняя часть тчат». Мужская фигура с головой человека, носящая маленькую корону и длинное одеяние.
- Тчат – значение слова тчат точно неизвестно. Это может быть «к парому» или «пересечь паромом». Слово также может быть связано с журавлём, мигрирующей птицей. Фигура мужчины с головой сокола, носящего белую корону.
- Певей-тчат – «конец или последняя часть тчат». Мужская фигура с головой человека, носящая корону атеф.
- Тчемат – возможно «циновка». Фигура мужчины с головой сокола и солнечным диском с уреем, а также с рогами на голове под диском.
- Вешати – «имеющий отношение к откармливанию» или «имеющий отношение к ночи». Фигура мужчины с головой сокола и солнечным диском с уреем на голове.
- Бекати – «имеющий отношение к беременности» или «имеющий отношение к утру». Мужская фигура с головой человека, носящая двойную корону.
- Ипсд – «засов (дверной) святилища». Фигура мужчины с головой сокола и солнечным диском с уреем на голове.
- Сепшесен – значение этого имени точно неизвестно. Фигура в форме мумии с короной атеф без рогов, держащая крюк и плеть.
- Тепи-a Хэнтет – «предшествующий Хэнтету». Хэнтет означает «путешествовать на юг или вверх по течению» или «южная путешественница». Фигура на постаменте с головой рогатого крокодила и солнечным диском.
- Хери-йеб виа – «находящийся в середине барки». Фигура бабуина, сидящего в барке с короной и с нечто, напоминающим полумесяц над двумя рогами.
- Сапти-хэнвей – «цветение лотоса двух Хэн [Рыб?]». Фигура мужчины с головой змеи.
- Сешму – «проводник» или возможно «двойник» ввиду того, что этот декан восходит гелиакически (перед восходом), в то время как Сириус восходит акронически (после заката). Рогатая мужская фигура с головой человека, носящая корону атеф с уреем.
- Савей Сешму – «два сына Сешму». Фигура мужчины с головой сокола.
- Кенему – «скрытый в темноте». Фигура мужчина с головой в форме диска.
- Тепи-а Смд – «предшествующий Семед». Фигура женщины с головой змеи.
- Па себу вити – «одинокая звезда». Рогатая фигура небольшого барана с солнечным диском.
- Семед – возможно «деление года». Этот декан отмечает зимнее солнцестояние как точку, лежащую на полпути Солнца в течение года. Семед был названием праздника полнолуния, отмечавшегося ежемесячно. Фигура рогатого мужчины с головой ибиса, носящего корону атеф с уреем.
- Серет – «овца». Фигура гусыни. Прямо перед гусыней находятся связанных пленников в круге. Восьмёрку часто связывают с деканом Серет, однако причина этого не ясна. Восьмёрку можно также соотнести с Исидой, богиней этого декана, так она связана с этим числом.
- Савей Серет – «два сына овцы». Фигура рогатого барана с солнечным диском.
- Тери-а Ахвей – «предшествующий двум духам Ах». Фигура мужчины с головой шакала.
- Ахвей – «два духа Ах». Фигура мужчина с головой человека, держащего неопознанный предмет.
- Тепи-а Бавей – «предшествующий двум духам Ба». Фигура с четырьмя головами баранов, поддерживающих солнечный диск на своих рогах.
- Бавей – «два духа Ба». Сидящая фигура в форме мумии без головы, но с рогами.
- Хэнту-херийев – «верхний Хэнту». Хэнту означает «путешествовать на юг или вверх по течению» или «южный путешественник». Фигура возможно мужчины с головой человека.
- Хэнту-хэрийев – «нижний Хэнту». Фигура нагого юноши, сидящего на лотосе с одной рукой во рту, а другой, держащего плеть.
- Кед – кед означает «крутиться, подобно колесу гончара». Neugebauer и Parker говорят, что это четыре урея, находящиеся на постаменте. Однако, как и на их иллюстрациях, так и на иллюстрациях Daressy эти фигуры напоминают мне четырёх змей с человеческими головами.
- Савей Кед – «два сына Кед». Фигура бараньей головы с солнечным диском и дополнительными рогами на барке.
- Хау – «тысячи» или «три тысячи». Фигура стоящей на коленях женщины с тремя змеями на человеческой голове.
- Арет – «восходить» или возможно «челюсть». Связанная с уреем фигура свиньи.
- Ремен хери – «верхнее предплечье». Фигура мужчины с головой человека.
- Тчес арек – «узел». Фигура мужчины с головой человека.
- Ремен хэри – «нижнее предплечье». Рогатая фигура на постаменте, вероятно, змеи с головой ибиса, носящая корону атеф с уреем.
- Варет – возможно означает «район под». Фигура мужчины с головой сокола.
- Певей хэри – «край [или северный край?] верха?». Вероятно, имеется в виду летнее солнцестояние, отмечающее конец путешествия Солнца на север на протяжении полугода. Фигура мужчины с головой сокола.
Изображения двенадцати созвездий зодиакального пояса вполне опознаваемы и отмечены на схеме красными эллипсами. Их фигуры соответствуют месопотамской (например, Стрелец) и позднее греческой традиции с египетским влиянием только в некоторых фигурах, в частности, в Водолее и Весах с изображением младенца Гора на диске. Созвездия круга зодиака в целом соответствует эллинистической иконографии и соответствующей датировке Зодиака. Кстати говоря, в этот период знаки и созвездия совпадали на небе и еще не разбежались в результате прецессии, потому в отношении Дендерского зодиака допустимо употреблять эти термины в одном значении.
Зодиакальные созвездия
Зодиакальные созвездия помещены среди традиционных египетских, кардинально отличающихся от греческих и о которых речь пойдёт дальше.
Созвездия
Привычные нашему современнику зодиакальные созвездия Дендерского зодиака окружены традиционными египетскими созвездиями, и они имеют совершенно другую, типично египетскую иконографию. Это антропоморфные существа с головой сокола или льва, гиппопотам, стоящий на задних ногах, химерические создания, облаченные в характерные короны и держащие жезлы. Интерпретация их дискуссионна; не все фигуры являются созвездиями: некоторые — боги или божества.
Для начала — описание фигур из книги Г. Куртика «Астрономия древнего Египта».
Созвездия к северу от эклиптики обозначаются следующими символами: А — бегемотиха; В — шакал на мотыге; С — передняя нога быка (северный полюс, не отмеченный на данном монументе, помещается обычно между А и С); D — маленький лев над С; Ε — божество (около Близнецов); F — маленькое сидящее божество (выше Льва); G — группа из двух божеств, одного сокологолового, и шакала (вблизи Весов и Скорпиона); Η — группа из божества и гуся (вблизи Скорпиона и Стрельца); J — безголовое божество (вблизи Водолея); К — группа из божества и антилопы бейзы (около Водолея и Рыб); L — антилопа бейза и бабуин с соколом на голове (ближе всего к Овну); Μ — глаз в диске (между Рыбами и Овном).
Созвездия к югу от эклиптики: N — группа из божества и свиньи в диске (около Рыб); О — группа из двух божеств, одного львиноголового (около Овна и Тельца); Ρ — Орион (около Тельца и Близнецов); Q — птица; R — сокол на колонне (под Близнецами); S — Сириус-Сотис в виде коровы на лодке (под Раком); Τ — Сатис, богиня, сопровождающая Сотис; U — Анукис, богиня, сопровождающая Сотис (Т и U, возможно, не являются созвездиями); V — сидящая женщина, держащая младенца (около Льва); W — божество с головой быка с мотыгой (под Девой); X — лев с передними лапами, опущенными в воду (около Девы и Весов); Υ — божество с верхней частью тела как у человека и нижней как у бегемота (около Весов).
Г. Куртик «Астрономия древнего Египта» (прим. 11)
Однозначно идентифицирутся несколько египетских созвездий:
- Нога быка C — Большая Медведица (точнее, Большой Ковш),
- Бегемотиха A — Дракон,
- Орион P в виде фигуры с жезлом,
- Большой Пёс, точнее звезда Сириус S: корова в лодке со звездой между рогами.
Остальные интерпретации вероятны в той или иной степени; наверное, к информации из Лувра (см. таблицу) можно относиться с большим доверием.
Возможно, некоторые фигуры или их детали обозначают отдельные звезды: швартовый кол в лапе Бегемотихи — Капелла, звезда между рогами Коровы — Сириус, колос в руке Девы — Спика и т.п.
описание | R.P. Wade | Лувр | Дж. Конман | другие авторы (по Дж. Конман) | |
---|---|---|---|---|---|
A | бегемотиха, держащая в правой лапе швартовый кол | Дракон + Возничий (Капелла, кол) | Дракон | Дракон | |
B | шакал или вавилонская лиса на мотыге | Малая Медведица | Малая Медведица | возможно, вавилонский Волк (альфа Треугольника) ~ Плуг (Треугольник + гамма Андромеды) | |
C | передняя нога быка | Большая Медведица | Большая Медведица | Большая Медведица | |
D | маленький лев над С | ||||
E | божество около Близнецов | возможно, Альдебаран в Тельце | |||
F | маленькое сидящее божество выше Льва | Волопас | Волопас | Гор-Гарпократ | |
маленькая сидящая фигура над Весами (на прорисовке отсутствует) | возможно, Спика в Деве (??? до Девы очень далеко! — am; версия: Спика — колос в руках соответствующего созвездия) | ||||
G | группа из двух божеств, одного сокологолового, и шакала | ||||
H | группа из божества и гуся | Лебедь Лира Орёл | Лебедь Лира Орёл | Лебедь | |
J | безголовое божество вблизи Водолея | Малый Конь | Малый Конь | кожа Анти? | по Brugsch Козерог назывался «Кожей» |
K | группа из божества и антилопы бейзы около Водолея и Рыб | бог Анти | |||
L | антилопа бейза и бабуин с соколом на голове ближе всего к Овну | Кассиопея | Кассиопея | бабуин — Персей кроме Алголя (возможно, =египетское созвездие Бабуин) или Мирфак в Персее, газель — Возничий или Капелла в Возничем | Daressy: бабуин — бог Тот |
M | глаз в диске | лунное затмение | глаз Утчат; возможно, Алголь в Персее | Éric Aubourg: лунное затмение 51 г. до н.э. | |
N | группа из божества и свиньи в диске около Рыб или Исида держит бабуина (бога Тота) за хвост | Луна | солнечное затмение | Éric Aubourg: солнечное затмение 52 г. до н.э. | |
квадрат с водой между Рыб | Willy Hartner: Пегас | ||||
O | группа из двух божеств, одного львиноголового около Овна и Тельца | экзальтации солнца и луны | |||
P | Орион | Орион | Орион | Орион | |
Q | птица | возможно, Заяц | |||
R | сокол на колонне (или на свитке папируса) | Гор (Гор-на-пьедестале) | |||
S | Сириус-Сотис в виде коровы на лодке | Сириус / Большой Пёс | Сириус | Сириус | |
маленькая сидящая фигура надо Львом (на прорисовке отсутствует) | возможно, Регул | ||||
лодка (или змея, или лодка в виде змеи) Льва | возможно, Гидра | ||||
T | Сатис, богиня, сопровождающая Сотис | Сатет (Сатис) | |||
U | Анукис, богиня, сопровождающая Сотис | Анукет (Анукис) | |||
женская фигура, держащая Льва за хвост | Мут или, возможно, Волосы Вероники | ||||
маленький сокол около фигуры, держащмй Льва за хвост | возможно, Ворон | ||||
V | сидящая около Льва женщина, держащая младенца | Исида с Гором | Daressy: Асьют | ||
W | божество под Девой с головой быка с мотыгой | Арктур в Волопасе | |||
X | лев около Девы и Весов с передними лапами, опущенными в воду | Волк | Волк | м.б. Центавр | Daressy: Амон |
Y | божество с верхней частью тела как у человека и нижней как у бегемота около Весов | Daressy: богиня Мешкенет | |||
сидящая в лодке фигура с посохом над Скорпионом и Стрельцом | Змееносец Змея | Змееносец | бог Нехебкау, владыка деканов | ||
объект под Скорпионом | Южная Корона | ||||
объект на конце воды Водолея | Южная Рыба |
Планеты
Идентификация планет Дендерского зодиака неоднозначна, но в целом согласие присутствует среди историков и даже астрологов, хотя некоторые исследователи остаются при своём частном мнении.
Традиционно (но не всегда) египтяне изображали планеты в виде идущих фигур с посохом. Это понятно: посох подчёркивает их главное свойство: это «блуждающие» звёзды, в отличие от звёзд неподвижных. Но на Дендерском зодиаке тринадцать фигур с посохом, вместо ожидаемых пяти (на прорисовке две мелкие фигуры отсутствуют). Впрочем, сидящие фигуры, вероятно, можно исключить. С другой стороны, посох называют и «скипетром власти», и он вручался не только планетам, но и любым персонажам, обладающим тем или иным «величием» (и планетам, конечно, среди них тоже).
По Куртику, сопроводительным материалам Лувра и по другим источникам (очевидно, это консенсусное мнение современных историков), из фигур с посохом планеты следующие:
- Меркурий Себег = ??? в Деве
- Венера Па-нетчер-Дуа = Утренняя звезда в Рыбах
- Марс Гор-дешер = Гор-красный в Козероге
- Юпитер Гор-уп-Шета = Гор-открывающий-тайну в Раке
- Сатурн Гор-ка = Гор-бык в Весах
Солнце, вероятно, символизирует глаз в круге (Рыбы-Овен), а Луна — сидящая фигура также в круге (Весы) или фигура в круге, держащая бабуина (Рыбы).
Куртик отмечает, что эти положения планет соответствуют их экзальтациям (или, по-гречески, гипсомам) — «сильному» положению в зодиаке.
Что это такое — «экзальтация»?
В астрологии считается, что каждая планета «управляет» двумя знаками зодиака (светила Солнце и Луна — по одному), и в одном из знаков приобретает особенную силу. Это положение называется экзальтацией или «возвышением» планеты. В противоположном знаке планета находится «в падении».
Большинство планет (все, кроме Марса, стоящего на спине Козерога) расположены на границе созвездий, в состоянии «ингрессии», т.е. вхождения в знак. (Все фигуры Зодиака ориентированы лицом по направлению суточного вращения небосвода, так что среди звёзд планеты обычно движутся в обратном направлении «спиной вперёд» и «спиной вперёд» заходят в созвездие.) Подобное положение планеты самое «сильное»: в первом градусе знака. Это тезис довольно развитой гороскопной астрологии эллинистического периода (в современной астрологии он устарел), и говорит в пользу поздней датировки Зодиака.
Некоторым исследователям (в основном, астрономам, а не историкам) было досадно иметь изображение планет на зодиаке и не попытаться провести с их помощью астрономическую датировку объекта. Действительно: рассчитай дату, когда планеты занимали подходящее положение на небе — и дело в шляпе. Впрочем, Г. Куртик в «Астрономии древнего Египта», по другому, правда, поводу, замечает, что египтяне вплоть до греко-римского периода не придавали большого значения наблюдением планет, что, пожалуй, говорит в пользу античного времени создания Зодиака. Астрономов, однако, это не смущало и они неоднократно пытались построить соответствующий Зодиаку гороскоп, чтобы определить подходящую эпоху. Такому приему сильно мешает Меркурий, который изображён слишком далеко от солнца. Визуально эта ближайшая с светилу планета никогда не отходит от него на расстояние больше 28 градусов, а на Дендерском зодиаке между ними 150. Приходится выкручиваться…
Морозов, например, поместил Меркурий между Рыбами и Водолеем на место Венеры, а Венеру — под Овна в виде двух фигур (утренняя и вечерняя); были и другие варианты.
Круче всех поступил Фоменко. Математический академик утверждает, что на Зодиаке изображён не один гороскоп, а сразу несколько и это, де, общее место египетское египетских астрономических изображений: один гороскоп основной, который обозначает дату, ради которой был составлен зодиак, остальные гороскопы «частные», связанные с астрономическим описанием календарного года, заключающего в себе главную дату. (Я цитирую Фоменко; что он подразумевает под этими словами, не очень понятно.) Именно поэтому на изображении не пять планет, а тринадцать (по Фоменко девять): остальные относятся к тем самым «частным» гороскопам (и конечно, тот самый неудобный Меркурий). Комбинируя различные варианты пар «планета — изображение» Фоменко и подобрал свою замечательную датировку — 1185 год.
Однако мода на «гороскопную» датировку среди историков уже прошла, хотя некоторые применяют и другие астрономические подходы.
Затмения
Другой способ астрономической датировки испробовал в 1995 году французский астрофизик Эрик Обур (Éric Aubourg) и Сильвия Ковиль (Sylvie Cauville) из Центра компьютерных египтологических исследований Утрехтского университета (Нидерланды). Но сначала — его обескураживающее заявление, что планетная конфигурация Дендерского зодиака «повторяется раз в тысячу лет». Ни раз в тысячу лет, ни в миллион Меркурий не может отойти от солнца на 150 градусов, так что указанная планетная конфигурация просто невозможна. Тем не менее, утверждение Обура цитируют с понятным недоумением: или он неудачно выразился, или идентифицирует планеты нетрадиционно и непонятно как.
Может быть он говорил о затмениях? Потому что другие его расчёты касаются именно затмений: он считает, что два затмения 50-х гг, видимые в Египте в Рыбах, отмечены на Дендерском зодиаке и произошли незадолго до его создания.
По расчётам Обура кольцеобразное солнечное затмение 7 марта 51 г. до н. э. в Рыбах отмечено на Дендерском зодиаке в диске N, где изображена Исида, держащая за хвост бабуина (бога Тота). Правда, следует отметить, что в Египте затмение наблюдалось в частной фазе, что снижает впечатление.
На иллюстрации видно, что луна находится выше центра солнца, хотя частично закрывает его.
Полоса кольцеобразной фазы проходила значительно севернее: на схеме это двойная красная линия.
Второе затмение, видимое в Египте и произошедшее через полгода также в Рыбах: полное лунное затмение 25 сентября 52 г. до н. э. По мнению астронома оно отмечено фигурой M на Зодиаке над Рыбами, глаз в круге: это Глаз Гора, и он ассоциируется с полной луной.
На иллюстрации (сделанной с помощью программы Stellarium) показана частная фаза вначале затмения; затмение было полным.
Хотя историки (и Википедия) ссылаются на затмения Обура при датировке Дендерского зодиака, но не считают его гипотезу безусловно истинной. Мне его выводы представляются поспешными.