αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Дендерский зодиак археологическая достопримечательность

Бог Тот чертил слова гигантских книг,
Чтоб в числах три, двенадцать и четыре
Мощь разума распространялась в мире.

«Светоч мысли. Венок сонетов. Египет». Валерий Брюсов

Дендерский зодиак — потолочный барельеф с изображением созвездий из храмового комплекса Хатхор в египетском городе Дендере.

Дендерский зодиак любят эзотерики, праздные любители египетской экзотики, околонаучные конспирологи, фоменковцы и астрологи, поэтому русскоязычный сегмент интернета заполнен низкосортной информацией об этом объекте. Будем разбираться постепенно.

Начнем с того, что мы говорим о круглом Дендерском зодиаке; помимо него есть другие астральные артефакты Дендера, в частности, известен «длинный Дендерский зодиак». Во-вторых, Дендерский зодиак — никакой не зодиак, а планисфера: изображение неба в виде круга с созвездиями, а не просто полосы зодиакальных созвездий.

История открытия

Информация о Дендерском зодиаке попала в Европу после египетского похода Наполеона, когда французский художник и египтолог-любитель Доминик Виван-Денон зарисовал его, а в 1802 году опубликовал гравюры (не безошибочные). В 1821 году Зодиак был вывезен во Францию и помещен в Национальную библиотеку, а 1922 году перемещен в Лувр, где и пребывает благополучно.

Барельеф представляет собой квадратную плиту из песчаника размером 2.5 метра; по её периметру расположены антропоморфные божества, держащие круговое изображение неба. В круге неба — фигуры египетских созвездий, планет и хорарных божеств. Идентификация образов дискуссионна.

Датировка

Часовня, посвящённая Осирису, начала возводиться при поздних Птолемеях, а её портик (пронаос) был пристроен при императоре Тиберии (его правление 14 — 37 гг. н.э.). В потолке пронаоса находится Зодиак и логично считать, что и создан он в это время. Однако он мог быть произведен раньше и затем вмонтирован в потолок построенного портика или мог копировать (частично или полностью) древнее изображение. Точной датировки нет до сих пор, но разброс предположений поражает воображение. Особенно постарались эзотерики и маргиналы-реформаторы.


Прорисовка
  • С.Н.Павлова — 9780 год до н.э.
  • Елена Блаватская — IX тысячелетие до н.э.
  • Richard Peter Wade — оригинал VI тысячелетие до н.э., реконструирован при Птолемеях
  • Жан Батист Фурье — 2500 до н.э.
  • Бругш (по Н.Ж.Локьеру) — 1700 г. до н.э. («почти все детали дендерского зодиака воспроизводят надписи или астрономические изображения»)
  • Новое царство, XVI — XI вв. до н.э.
  • Био (по Н.Ж.Локьеру) — ~700 г.до н.э. (летнее солнцестояние)
  • 50 гг. до н.э. (поздние Птолемеи)
  • Сильвия Ковиль, Эрик Обур — 50 гг. до н.э. (7 марта 51 г. до н. э., 25 сентября 52 г. до н. э.)
  • Жорж Кювье — 123 — 147 гг. н.э.
  • Шампильон — IV в.
  • Николай Морозов — 568 г. (дата астрологической конфигурации, отображенной на Зодиаке — 15 марта 568 г.)
  • В.А.Никонов — 1008 г. (21 июня 1008 г.)
  • Фоменко — 1185 г.

Большинство современных историков относят Дендерский зодиак в поздним Птолемеем (окончание династии датируется 30 г. до н.э.), при этом часто называются 50-е гг. до н.э.

(Н.Ж. Локьер в работе «Рассвет астрономии. Планеты и звезды в мифах древних народов» на рубеже XIX — XX вв. довольно осторожный в своих предположениях об астрономии Египта, становится вдруг совершенно некритичным, когда говорит о датировке Дендерского зодиака Био и др.)

Зодиак

Деканы и зодиак

Внешний ряд фигур, вышагивающих против часовой стрелки Дендерского зодиака — это 36 божеств, представляющих 36 деканов египетской астрономии: каждый зодиакальный знак делился на три десятиградусные части, называвшиеся «баранами» или просто «звёздами». Древнеегипетские деканы — понятие оригинальное, не свойственное вавилонской или греческой астрономии, несмотря на то, что в позже в европейской астрологии также появились аналогичное деление эклиптики. В отличие от месопатасмкого привычного нам зодиака, древнеегипетские деканы использовались для ночного счета часов и календарных, а не астрологических целей и соответствовали 10-дневной неделе египетского календаря.

Духи деканов имели важную прикладную роль в верованиях египтян: они в качестве проводников, они провожали умершего в его послесмертном путешествии. Поэтому упоминания о них распространены и современные историки знают их по именам.

Имена духов деканов (по Джоан Конман «Круглый Зодиак храма Хотхар в Дендере»)

  1. Кнумет – возможно «обезьяна». Фигура с человеческой головой, носящая двойную корону.
  2. Хэри-хэпед-Кнумет – «находящийся под бедром или ягодицами Кнумета». Фигура мужчины с головой сокола, носящего двойную корону.
  3. Хэт-тчат – «передняя часть тчат». Мужская фигура с головой человека, носящая маленькую корону и длинное одеяние.
  4. Тчат – значение слова тчат точно неизвестно. Это может быть «к парому» или «пересечь паромом». Слово также может быть связано с журавлём, мигрирующей птицей. Фигура мужчины с головой сокола, носящего белую корону.
  5. Певей-тчат – «конец или последняя часть тчат». Мужская фигура с головой человека, носящая корону атеф.
  6. Тчемат – возможно «циновка». Фигура мужчины с головой сокола и солнечным диском с уреем, а также с рогами на голове под диском.
  7. Вешати – «имеющий отношение к откармливанию» или «имеющий отношение к ночи». Фигура мужчины с головой сокола и солнечным диском с уреем на голове.
  8. Бекати – «имеющий отношение к беременности» или «имеющий отношение к утру». Мужская фигура с головой человека, носящая двойную корону.
  9. Ипсд – «засов (дверной) святилища». Фигура мужчины с головой сокола и солнечным диском с уреем на голове.
  10. Сепшесен – значение этого имени точно неизвестно. Фигура в форме мумии с короной атеф без рогов, держащая крюк и плеть.
  11. Тепи-a Хэнтет – «предшествующий Хэнтету». Хэнтет означает «путешествовать на юг или вверх по течению» или «южная путешественница». Фигура на постаменте с головой рогатого крокодила и солнечным диском.
  12. Хери-йеб виа – «находящийся в середине барки». Фигура бабуина, сидящего в барке с короной и с нечто, напоминающим полумесяц над двумя рогами.
  13. Сапти-хэнвей – «цветение лотоса двух Хэн [Рыб?]». Фигура мужчины с головой змеи.
  14. Сешму – «проводник» или возможно «двойник» ввиду того, что этот декан восходит гелиакически (перед восходом), в то время как Сириус восходит акронически (после заката). Рогатая мужская фигура с головой человека, носящая корону атеф с уреем.
  15. Савей Сешму – «два сына Сешму». Фигура мужчины с головой сокола.
  16. Кенему – «скрытый в темноте». Фигура мужчина с головой в форме диска.
  17. Тепи-а Смд – «предшествующий Семед». Фигура женщины с головой змеи.
  18. Па себу вити – «одинокая звезда». Рогатая фигура небольшого барана с солнечным диском.
  19. Семед – возможно «деление года». Этот декан отмечает зимнее солнцестояние как точку, лежащую на полпути Солнца в течение года. Семед был названием праздника полнолуния, отмечавшегося ежемесячно. Фигура рогатого мужчины с головой ибиса, носящего корону атеф с уреем.
  20. Серет – «овца». Фигура гусыни. Прямо перед гусыней находятся связанных пленников в круге. Восьмёрку часто связывают с деканом Серет, однако причина этого не ясна. Восьмёрку можно также соотнести с Исидой, богиней этого декана, так она связана с этим числом.
  21. Савей Серет – «два сына овцы». Фигура рогатого барана с солнечным диском.
  22. Тери-а Ахвей – «предшествующий двум духам Ах». Фигура мужчины с головой шакала.
  23. Ахвей – «два духа Ах». Фигура мужчина с головой человека, держащего неопознанный предмет.
  24. Тепи-а Бавей – «предшествующий двум духам Ба». Фигура с четырьмя головами баранов, поддерживающих солнечный диск на своих рогах.
  25. Бавей – «два духа Ба». Сидящая фигура в форме мумии без головы, но с рогами.
  26. Хэнту-херийев – «верхний Хэнту». Хэнту означает «путешествовать на юг или вверх по течению» или «южный путешественник». Фигура возможно мужчины с головой человека.
  27. Хэнту-хэрийев – «нижний Хэнту». Фигура нагого юноши, сидящего на лотосе с одной рукой во рту, а другой, держащего плеть.
  28. Кед – кед означает «крутиться, подобно колесу гончара». Neugebauer и Parker говорят, что это четыре урея, находящиеся на постаменте. Однако, как и на их иллюстрациях, так и на иллюстрациях Daressy эти фигуры напоминают мне четырёх змей с человеческими головами.
  29. Савей Кед – «два сына Кед». Фигура бараньей головы с солнечным диском и дополнительными рогами на барке.
  30. Хау – «тысячи» или «три тысячи». Фигура стоящей на коленях женщины с тремя змеями на человеческой голове.
  31. Арет – «восходить» или возможно «челюсть». Связанная с уреем фигура свиньи.
  32. Ремен хери – «верхнее предплечье». Фигура мужчины с головой человека.
  33. Тчес арек – «узел». Фигура мужчины с головой человека.
  34. Ремен хэри – «нижнее предплечье». Рогатая фигура на постаменте, вероятно, змеи с головой ибиса, носящая корону атеф с уреем.
  35. Варет – возможно означает «район под». Фигура мужчины с головой сокола.
  36. Певей хэри – «край [или северный край?] верха?». Вероятно, имеется в виду летнее солнцестояние, отмечающее конец путешествия Солнца на север на протяжении полугода. Фигура мужчины с головой сокола.

Изображения двенадцати созвездий зодиакального пояса вполне опознаваемы и отмечены на схеме красными эллипсами. Их фигуры соответствуют месопотамской (например, Стрелец) и позднее греческой традиции с египетским влиянием только в некоторых фигурах, в частности, в Водолее и Весах с изображением младенца Гора на диске. Созвездия круга зодиака в целом соответствует эллинистической иконографии и соответствующей датировке Зодиака. Кстати говоря, в этот период знаки и созвездия совпадали на небе и еще не разбежались в результате прецессии, потому в отношении Дендерского зодиака допустимо употреблять эти термины в одном значении.

Зодиакальные созвездия помещены среди традиционных египетских, кардинально отличающихся от греческих и о которых речь пойдёт дальше.

Созвездия

Привычные нашему современнику зодиакальные созвездия Дендерского зодиака окружены традиционными египетскими созвездиями, и они имеют совершенно другую, типично египетскую иконографию. Это антропоморфные существа с головой сокола или льва, гиппопотам, стоящий на задних ногах, химерические создания, облаченные в характерные короны и держащие жезлы. Интерпретация их дискуссионна; не все фигуры являются созвездиями: некоторые — боги или божества.

Для начала — описание фигур из книги Г. Куртика «Астрономия древнего Египта».


Маркировка фигур (Г.Куртик)

Созвездия к северу от эклиптики обозначаются следующими символами: А — бегемотиха; В — шакал на мотыге; С — передняя нога быка (северный полюс, не отмеченный на данном монументе, помещается обычно между А и С); D — маленький лев над С; Ε — божество (около Близнецов); F — маленькое сидящее божество (выше Льва); G — группа из двух божеств, одного сокологолового, и шакала (вблизи Весов и Скорпиона); Η — группа из божества и гуся (вблизи Скорпиона и Стрельца); J — безголовое божество (вблизи Водолея); К — группа из божества и антилопы бейзы (около Водолея и Рыб); L — антилопа бейза и бабуин с соколом на голове (ближе всего к Овну); Μ — глаз в диске (между Рыбами и Овном).

Созвездия к югу от эклиптики: N — группа из божества и свиньи в диске (около Рыб); О — группа из двух божеств, одного львиноголового (около Овна и Тельца); Ρ — Орион (около Тельца и Близнецов); Q — птица; R — сокол на колонне (под Близнецами); S — Сириус-Сотис в виде коровы на лодке (под Раком); Τ — Сатис, богиня, сопровождающая Сотис; U — Анукис, богиня, сопровождающая Сотис (Т и U, возможно, не являются созвездиями); V — сидящая женщина, держащая младенца (около Льва); W — божество с головой быка с мотыгой (под Девой); X — лев с передними лапами, опущенными в воду (около Девы и Весов); Υ — божество с верхней частью тела как у человека и нижней как у бегемота (около Весов).

Г. Куртик «Астрономия древнего Египта» (прим. 11)



Интерпретация созвездий и звёзд

Однозначно идентифицирутся несколько египетских созвездий:

Остальные интерпретации вероятны в той или иной степени; наверное, к информации из Лувра (см. таблицу) можно относиться с большим доверием.

Возможно, некоторые фигуры или их детали обозначают отдельные звезды: швартовый кол в лапе Бегемотихи — Капелла, звезда между рогами Коровы — Сириус, колос в руке Девы — Спика и т.п.

Варианты интерпретации
 описаниеR.P. WadeЛуврДж. Конмандругие авторы (по Дж. Конман)
Aбегемотиха, держащая в правой лапе швартовый колДракон + Возничий (Капелла, кол)ДраконДракон 
Bшакал или вавилонская лиса на мотыгеМалая МедведицаМалая Медведицавозможно, вавилонский Волк (альфа Треугольника) ~ Плуг (Треугольник + гамма Андромеды) 
Cпередняя нога быкаБольшая МедведицаБольшая МедведицаБольшая Медведица 
Dмаленький лев над С    
Eбожество около Близнецов  возможно, Альдебаран в Тельце 
Fмаленькое сидящее божество выше ЛьваВолопасВолопасГор-Гарпократ 
 маленькая сидящая фигура над Весами (на прорисовке отсутствует)  возможно, Спика в Деве
(??? до Девы очень далеко! — am; версия: Спика — колос в руках соответствующего созвездия)
 
Gгруппа из двух божеств, одного сокологолового, и шакала    
Hгруппа из божества и гусяЛебедь Лира ОрёлЛебедь Лира ОрёлЛебедь 
Jбезголовое божество вблизи ВодолеяМалый КоньМалый Конькожа Анти?по Brugsch Козерог назывался «Кожей»
Kгруппа из божества и антилопы бейзы около Водолея и Рыб  бог Анти 
Lантилопа бейза и бабуин с соколом на голове ближе всего к ОвнуКассиопеяКассиопеябабуин — Персей кроме Алголя (возможно, =египетское созвездие Бабуин) или Мирфак в Персее, газель — Возничий или Капелла в ВозничемDaressy: бабуин — бог Тот
Mглаз в диске лунное затмениеглаз Утчат; возможно, Алголь в ПерсееÉric Aubourg: лунное затмение 51 г. до н.э.
Nгруппа из божества и свиньи в диске около Рыб или
Исида держит бабуина (бога Тота) за хвост
Лунасолнечное затмение Éric Aubourg: солнечное затмение 52 г. до н.э.
 квадрат с водой между Рыб   Willy Hartner: Пегас
Oгруппа из двух божеств, одного львиноголового около Овна и Тельца  экзальтации солнца и луны 
PОрионОрионОрионОрион 
Qптица  возможно, Заяц 
Rсокол на колонне (или на свитке папируса)  Гор (Гор-на-пьедестале) 
SСириус-Сотис в виде коровы на лодкеСириус / Большой ПёсСириусСириус 
 маленькая сидящая фигура надо Львом (на прорисовке отсутствует)  возможно, Регул 
 лодка (или змея, или лодка в виде змеи) Льва  возможно, Гидра 
TСатис, богиня, сопровождающая Сотис  Сатет (Сатис) 
UАнукис, богиня, сопровождающая Сотис  Анукет (Анукис) 
 женская фигура, держащая Льва за хвост  Мут или, возможно, Волосы Вероники 
 маленький сокол около фигуры, держащмй Льва за хвост  возможно, Ворон 
Vсидящая около Льва женщина, держащая младенца  Исида с ГоромDaressy: Асьют
Wбожество под Девой с головой быка с мотыгой  Арктур в Волопасе 
Xлев около Девы и Весов с передними лапами, опущенными в водуВолкВолкм.б. ЦентаврDaressy: Амон
Yбожество с верхней частью тела как у человека и нижней как у бегемота около Весов   Daressy: богиня Мешкенет
 сидящая в лодке фигура с посохом над Скорпионом и СтрельцомЗмееносец ЗмеяЗмееносецбог Нехебкау, владыка деканов 
 объект под СкорпиономЮжная Корона   
 объект на конце воды ВодолеяЮжная Рыба   
Планеты

Планеты

Идентификация планет Дендерского зодиака неоднозначна, но в целом согласие присутствует среди историков и даже астрологов, хотя некоторые исследователи остаются при своём частном мнении.

Традиционно (но не всегда) египтяне изображали планеты в виде идущих фигур с посохом. Это понятно: посох подчёркивает их главное свойство: это «блуждающие» звёзды, в отличие от звёзд неподвижных. Но на Дендерском зодиаке тринадцать фигур с посохом, вместо ожидаемых пяти (на прорисовке две мелкие фигуры отсутствуют). Впрочем, сидящие фигуры, вероятно, можно исключить. С другой стороны, посох называют и «скипетром власти», и он вручался не только планетам, но и любым персонажам, обладающим тем или иным «величием» (и планетам, конечно, среди них тоже).

По Куртику, сопроводительным материалам Лувра и по другим источникам (очевидно, это консенсусное мнение современных историков), из фигур с посохом планеты следующие:

  • Меркурий Себег = ??? в Деве
  • Венера Па-нетчер-Дуа = Утренняя звезда в Рыбах
  • Марс Гор-дешер = Гор-красный в Козероге
  • Юпитер Гор-уп-Шета = Гор-открывающий-тайну в Раке
  • Сатурн Гор-ка = Гор-бык в Весах

Солнце, вероятно, символизирует глаз в круге (Рыбы-Овен), а Луна — сидящая фигура также в круге (Весы) или фигура в круге, держащая бабуина (Рыбы).

Куртик отмечает, что эти положения планет соответствуют их экзальтациям (или, по-гречески, гипсомам) — «сильному» положению в зодиаке.

Что это такое — «экзальтация»?

В астрологии считается, что каждая планета «управляет» двумя знаками зодиака (светила Солнце и Луна — по одному), и в одном из знаков приобретает особенную силу. Это положение называется экзальтацией или «возвышением» планеты. В противоположном знаке планета находится «в падении».

Большинство планет (все, кроме Марса, стоящего на спине Козерога) расположены на границе созвездий, в состоянии «ингрессии», т.е. вхождения в знак. (Все фигуры Зодиака ориентированы лицом по направлению суточного вращения небосвода, так что среди звёзд планеты обычно движутся в обратном направлении «спиной вперёд» и «спиной вперёд» заходят в созвездие.) Подобное положение планеты самое «сильное»: в первом градусе знака. Это тезис довольно развитой гороскопной астрологии эллинистического периода (в современной астрологии он устарел), и говорит в пользу поздней датировки Зодиака.

Некоторым исследователям (в основном, астрономам, а не историкам) было досадно иметь изображение планет на зодиаке и не попытаться провести с их помощью астрономическую датировку объекта. Действительно: рассчитай дату, когда планеты занимали подходящее положение на небе — и дело в шляпе. Впрочем, Г. Куртик в «Астрономии древнего Египта», по другому, правда, поводу, замечает, что египтяне вплоть до греко-римского периода не придавали большого значения наблюдением планет, что, пожалуй, говорит в пользу античного времени создания Зодиака. Астрономов, однако, это не смущало и они неоднократно пытались построить соответствующий Зодиаку гороскоп, чтобы определить подходящую эпоху. Такому приему сильно мешает Меркурий, который изображён слишком далеко от солнца. Визуально эта ближайшая с светилу планета никогда не отходит от него на расстояние больше 28 градусов, а на Дендерском зодиаке между ними 150. Приходится выкручиваться…

Морозов, например, поместил Меркурий между Рыбами и Водолеем на место Венеры, а Венеру — под Овна в виде двух фигур (утренняя и вечерняя); были и другие варианты.

Круче всех поступил Фоменко. Математический академик утверждает, что на Зодиаке изображён не один гороскоп, а сразу несколько и это, де, общее место египетское египетских астрономических изображений: один гороскоп основной, который обозначает дату, ради которой был составлен зодиак, остальные гороскопы «частные», связанные с астрономическим описанием календарного года, заключающего в себе главную дату. (Я цитирую Фоменко; что он подразумевает под этими словами, не очень понятно.) Именно поэтому на изображении не пять планет, а тринадцать (по Фоменко девять): остальные относятся к тем самым «частным» гороскопам (и конечно, тот самый неудобный Меркурий). Комбинируя различные варианты пар «планета — изображение» Фоменко и подобрал свою замечательную датировку  — 1185 год.

Однако мода на «гороскопную» датировку среди историков уже прошла, хотя некоторые применяют и другие астрономические подходы.

Затмения

Затмения 50-х гг. по Обуру

Другой способ астрономической датировки испробовал в 1995 году французский астрофизик Эрик Обур (Éric Aubourg) и Сильвия Ковиль (Sylvie Cauville) из Центра компьютерных египтологических исследований Утрехтского университета (Нидерланды). Но сначала — его обескураживающее заявление, что планетная конфигурация Дендерского зодиака «повторяется раз в тысячу лет». Ни раз в тысячу лет, ни в миллион Меркурий не может отойти от солнца на 150 градусов, так что указанная планетная конфигурация просто невозможна. Тем не менее, утверждение Обура цитируют с понятным недоумением: или он неудачно выразился, или идентифицирует планеты нетрадиционно и непонятно как.

Может быть он говорил о затмениях? Потому что другие его расчёты касаются именно затмений: он считает, что два затмения 50-х гг, видимые в Египте в Рыбах, отмечены на Дендерском зодиаке и произошли незадолго до его создания.

Солнечное  затмение 51 г. до н.э.
Солнечное затмение 51 г. до н.э.

По расчётам Обура кольцеобразное солнечное затмение 7 марта 51 г. до н. э. в Рыбах отмечено на Дендерском зодиаке в диске N, где изображена Исида, держащая за хвост бабуина (бога Тота). Правда, следует отметить, что в Египте затмение наблюдалось в частной фазе, что снижает впечатление.

На иллюстрации видно, что луна находится выше центра солнца, хотя частично закрывает его.

Солнечное  затмение 51 г. до н.э.
Солнечное затмение 51 г. до н.э.
схема затмения, NASA

Полоса кольцеобразной фазы проходила значительно севернее: на схеме это двойная красная линия.


Лунное затмение 52 г. до н.э.
Лунное затмение 52 г. до н.э.

Второе затмение, видимое в Египте и произошедшее через полгода также в Рыбах: полное лунное затмение 25 сентября 52 г. до н. э. По мнению астронома оно отмечено фигурой M на Зодиаке над Рыбами, глаз в круге: это Глаз Гора, и он ассоциируется с полной луной.

На иллюстрации (сделанной с помощью программы Stellarium) показана частная фаза вначале затмения; затмение было полным.

Хотя историки (и Википедия) ссылаются на затмения Обура при датировке Дендерского зодиака, но не считают его гипотезу безусловно истинной. Мне его выводы представляются поспешными.