αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Небо in folio атласы и звездные карты: первая половина XVII в.

От путешественников эпохи Великих географических открытий с началом XVII века инициатива описания неба перешла к профессиональным астрономам-картографам. И картографы долго удерживали приоритетные позиции в уранографии.

Предтечи

Но «астрономы-картографы» не сразу стали профессиональными. Потому, прежде чем перейти к «настоящим» атласам необходимо упомянуть об их предтечах.

Во-первых, это «Атлас созвездий» в книге «О мировой сфере и неподвижных звёздах» (De la sfera del mondo e delle stelle fisse) Алессандро Пикколомини (Alessandro Piccolomini), вышедшей в 1540 году. Это первый звездный атлас, содержащий изображение звездного неба на отдельных картах. Уже он использовал буквенную латинскую нотацию для обозначения звезд, последовательно реализованную позже Байером.

Далее, атлас «Театр Мира и Времени» (Theatrum Mundi) Джованни Паоло Галуччи (Giovanni Paolo Galuccio) 1548 года, в котором появилась координатная сетка.

Наконец, в 1600 году, последнем году XVI века вышло «Построение по Арату» (Syntagma Arateorum) Гуго Гроция (Hugo Grotius) и Якоба де Гейна Старшего, которое можно назвать не только небесным атласом, но художественным альбомом гравюр на тему созвездий. Довольно наивным, впрочем.

«Уранометрия» Иоганна Байера

Но по-взрослому, все началось с первого звездного атласа современного типа — «Уранометрии» (Uranometria: omnium asterismorum continens schemata, nova methodo delineata, aereis laminis expressa) Иоганна Байера (Johann Bayer). Первое издание атласа вышло в 1603 году и сразу привлекло внимание астрономической публики. Отметим, для начала, небывалую для того времени точность атласа, построенного по наблюдениям непревзойденного наблюдателя Тихо Браге, и художественное совершенство гравюр, автором и изготовителем которых был сам Байер.

Авторитет байеровской "Уранометрии" утвердил на небе созвездия Планциуса / Хоутмана / Кейзера.

«Уранография» Гевелия

Следующим важным рубежом был атлас Яна Гевелия (Jan Heweliusz) «Уранография» («Уранография: описание всего звездного неба», 1690) (Uranographia: totum caelum stellatum). Гевелий достиг предельной точности позиционирования звезд на бумажном носителе, ввел ряд нововведений. Гравюры в атласе Гевелия исключительно живописны и до сих пор применяются как иллюстрации.

Гевелий сначала предложил, а затем зафиксировал в атласе несколько новых созвездий. Семь из них удержались на небе.

«Небесный атлас» Флемстида

Атлас, о которой нельзя не упомянуть — «Небесный атлас» (Atlas Coelestis) английского королевского астронома Джона Флемстида (John Flamsteed), увидевший свет в 1729 году. Использована частая координатная сетка в один градус, что уменьшило художественные достоинства атласа, но повысило удобство практического использования; в качестве альтернативной, добавлена экваториальная система координат — и это важное событие в истории астрономии.

«Уранография» Боде


«Уранография» Боде
Большая Медведица

Закончу обзор атласом «Уранография» (Uranographia sive astrorum descriptio) Иоганна Боде (Johann Elert Bode), изданного в 1801 году. Для истории созвездий он интересен тем, что здесь впервые появились границы созвездий — то есть, фактически, созвездия в современном смысле. В «Уранографии» Боде предложил несколько новых созвездий, которые, однако, не прижились в астрономической практике. «Уранография» оказалась последним «большим» традиционным иллюстративным атласом — два века «книжек с картинками» кончились.

Список