Пещера Ласко палеоастрономический памятник
Пещера Ласко (Grotte de Lascaux) во Франции — уникальный памятник позднепалеолитического искусства и, возможно, палеоастрономии.
Пещера открыта не так давно, в 1940 году. Стены и потолок пещеры покрыты изображениями диких животных — лошадей, быков, зубров и т.п. — удивительной реалистичности, сделанными 18 — 17 — 15 тыс. лет до н.э. Высокая художественность изображений убеждает, что искусство — это не та область человеческой деятельности, где существует поступательный прогресс.
Причем тут созвездия и астрономия? А вот причем.
Помимо изображений животных, на стены нанесены группы точек, полосы и геометрические фигуры. Многочисленные попытки объяснить и интерпретировать эти значки остались безрезультатными (как впрочем, нет и согласия относительно функций рисунков пещеры в целом). Одна из гипотез — астральная, звездная символика.
Идея, что группа из 6 точек над головой быка (так называемый Четвертый бык) обозначает астеризм Плеяды осторожно выдвигается Борисом Фроловым в конце 60-х годов, по аналогии с другими палеоизображениями; она была более решительно поддержана палеоастрономом Александром Маршаком, который даже сотрудничал с НАСА на ниве палеоастрономии. В последствии интерпретация этой группы точек в качестве Плеяд стало общим местом.
Конечно, эта гипотеза критична. Почему из всех групп точек только эта указывает на звезды? Точки расположены также относительно изображения быка, как Плеяды относительно Тельца — значит, Телец уже известен? Это чрезвычайно сильное утверждение. Полоса означает Млечный Путь? — но Млечный Путь расположен не так.
Вопросов много, убедительных ответов не находится.
Есть альтернативные гипотезы «точек», столь же гипотетические.
Так в одном, кажется, даже BBC-ишном фильме я видел предположение, что древние художники писали свои наскальные росписи под каким-то приятном галлюциногеном, и точки — это глюки. Авторы фильма были очень возбуждены своей новаторской идеей и доказывали ее верность тем, что сами наблюдали подобные точки в аналогичных ситуациях.
Дальше — больше!
Сначала Л. Конгрегало в 1992 году, а затем Михаэль Раппенглюк с сотоварищи Шанталем Жеге-Валькиви и Фрэнком Эджем в книге 1999 года предположили, что некоторые фрески пещеры представляют собой символическую карту звездного неба. В качестве примера, в «шахте мертвеца» странная композиция из трех фигур: «мертвый человек» (или «человек-птица») — бизон — птица-на-палочке. По мнению М. Раппенглюка, она символизирует осенне-летний треугольник, три яркие звезды летнего неба: Вега (Лира), Денеб (Лебедь), Альтаир (Орёл). Никаких доказательств гипотезы, кроме того, что положения глаз этих фигур геометрически близки к относительному положению соответствующих звезд на небе, не просматривается.
Воодушевившись подобными исследованиями, энтузиасты палеогадатели по внешнему виду разных изображений подбирают подходящие звездные конфигурации из карт неба и убежденно выдают эту похожесть за очередное открытие. Не стоит всерьез относиться к этим теориям.
Тем не менее, вероятность, что некоторые пещерные изображения могут нести астральную символику, остается.