Итальянские живописцы свод небесный на сводах дворцов
Возрождение немыслимо без монументальной живописи.
Итальянские живописцы второй половины XVI оставили замечательные художественные образцы, непосредственно касающиеся нашей темы — изображения звёздного неба и созвездий. И началось всё с Рафаэля.
Художники-монументалисты, несомненно, основывались на прототипах из астрономических атласов, но в своей интерпретации, с новыми деталями и трактовкой. В моем распоряжении на сегодня два примера росписей дворцовых сводов, на которых можно рассмотреть ряд интересных особенностей в изображении созвездий. К сожалению, авторы остаются неизвестными историкам. В частности, поэтому они сведены мной на одну страницу.
Палаццо Беста
Роспись купола палаццо Беста в Теглио, датируется приблизительно 1550 годом. Она выглядит художественной компиляцией карт Дюрера и Апиана. Здесь найдется новое созвездие Фаэтон, идентичное его изображению на "Звездной карте Апиана", а потому, может и ни какой не Фаэтон, а нимфа Эридана. Гончие Псы, которые есть у Апиана, на росписи отсутствуют, а Волопас расположен так, как он изображен у Дюрера.
У меня есть определенные сомнения в приведенной выше датировке росписи. Дело в том, что в южной части небесной сферы на росписи мы находим Южный Крест и даже изображения Магеллановых облаков. Конечно, в принципе, Южный Крест уже был известен; конечно, гео(урано)метрия этой части неба грешит большими ошибками, созвездия сильно смещены (фактически, Южный Крест должен находиться между передними и задними ногами Центавра); конечно Южный Крест вполне условен и выглядит огромным… Однако, Петер Планциус только в 1589 году создает глобус с оформленным в созвездие Южным Крестом (и тоже неверным его положением). В общем, требуется дополнительное исследование этого вопроса и сверка росписи с другими изображениями того времени.
Вилле Фарнезе
Роспись зала Небесного свода на вилле Фарнезе в Капрарола, датируемая 1575 годом (возможно, один из художников Джованни де Векки), не менее интересна с точки зрения астронома. Здесь внимательный знаток звездных карт обнаружит уникальное созвездие — Зевс Громовержец: живописец разместил его в северной приполярной области на месте современного Жирафа, в пустовавшей в то время области неба. Зевс изображен с перуном и в сопровождении птицы, кажется, орла. Я не встречал других изображений этого созвездия.
Контрапункт Зевса — симметричный относительно центра композиции уже упоминавшейся Фаэтон. Фаэтон здесь — действительно юноша-сын Гелиоса, падающий навзничь в реку Эридан: изображена также колесница, запряженная тройкой коней, и солнце, символ солнечного бога. Созвездие занимает всю южную приполярную область небосвода, пустующую, например, в карте Дюрера.
Интересно также обнаружить на росписи Гончих Псов, обычно приписываемых Гевелию, но появившихся уже у Стофлера в 1493 году и изображавшихся тем же Апианом. В отличие от трех собак "Звездной карты" на росписи Фарнезе — две собаки.
Кстати говоря
…вилла Фарнезе, это именно та вилла, где стоит знаменитый Атлант Фарнезе, о котором есть своя страничка.
Роспись Небесного свода на вилле Фарнезе вдохновила современного художника Карло Марчиори (Carlo Marchiori) на довольно милую аллюзию, некоторое время смущавшую меня: я довольно долго пытался разобраться, к какому времени она принадлежит. Выручила меня жена, уверенно заявившая, что это современный автор; поиск в Сети немедленно подтвердил ее догадку.
Церковь Благовещения Святой Марии
Решил здесь же упомянуть по ассоциации двумя веками более позднюю роспись купола церкви Благовещения Святой Марии в немецком Биркенштейне.
Неизвестный немецкий живописец расписал в 1781 — 1769 гг. купол небольшой городской церкви созвездиями. Помимо хорошо известных, он придумал и изобразил «тематические» созвездия: монограммы Христа и Девы Марии, и Ласточки.
Отдельная страница: Христианские монограммы.
Галерея
Палаццо Беста
Роспись купола палаццо Беста в Теглио, 1550 год, с фрагментами.
Зал Небесного свода на вилле Фарнезе
Роспись зала Небесного свода на вилле Фарнезе в Капрарола, 1575 годом, с характерными фрагментами.