Итальянские живописцы

 

<< Назад | Оглавление | Вперед >>

 
     

 

Шкала времени
§ Предыстория
MUL.APIN
Месопотамия
Гермес Трисмегист
§ Античность
Навплий, Хирон, Мусей
Гомер, Гесиод
Фалес Милетский
Клеострат Тенедосский
Евктемон
Евдокс Книдский
Арат Солийский
Эратосфен
Гиппарх
Атлант Фарнезе
Глобус Кюгеля
Витрувий
Овидий
Марк Манилий
Птолемей
Гигин
Майнцский глобус
Матерн
§ Средние века
Зиджи
Ал-Фаргани
Ас-Суфи
Ибн Юнис
Аль-Бируни
Аз-Заркали
Толедские таблицы
Омар Хайям
Ат-Туси
Альфонсовы таблицы
Улугбек
Христианский ревизионизм
§ Небеса дворцовых сводов
Ратдольт
Стофлер
Дюрер
Апиан
Алессандро Пикколомини
Меркатор
Итальянские живописцы
Джордано Бруно
§ Под сенью южных звезд
Планциус
Томас Худ
Earste Schipvaart
Блау
Лейденские планисферы
Вринтс
§ Небо in folio
Байер
Кеплер
Хабрехт
Барч
Шиллер
де Рейта
Мельхиор Тавернье
§ Придворное звездотворчество
Целлариус
Скарборо
Готторпский глобус
Ройе
Любенецкий
Пардье
Галлей
Винченцо Мария Коронелли
Готфрид Кирх
Эрхард Вейгель
Гевелий
Адам Фридрих Цюрнер
Карл Аллард
Джон Сенекс
Исаак Ньютон
Флемстид
Томас Корбинианус
Джон Бевис
§ Эпоха разума
Джон Хилл
Лакайль
Робер-де-Вогонди
Лемонье
Почобут-Одляницкий
Карл-Джозеф Кёниг
Джованни Мария Кассини
Максимилиан Хелль
Лаланд
Гольдбах
Боде
§ Наука на марше
Томас Юнг
Вильям Кросвелл
Александр Джеймсон
Иосафат Аспин
Джекоб Грин
Франц Николаус Кёниг
Корнилий Рейссиг
Илайджа Бурритт
Фридрих Аргеландер
Вильям Генри Смит
Гейс
Фламмарион
§ Не баловаться!
MAC
Рей
Классические созвездия
Новые созвездия
Отмененные созвездия
Ссылки

Созвездия живописцев XVI века
* Гончие Псы
* Зевс Громовержец †
* Фаэтон †
* Южный Крест

Конечно, Возрождение немыслимо без монументальной живописи! И итальянские живописцы второй половины XVI оставили замечательные художественные образцы, непосредственно касающиеся нашей темы - изображения звездного неба и созвездий, особенно в мифологической форме. Художники, несомненно, основывались на прототипах из астрономических атласов, но в своей интерпретации, с новыми деталями и трактовкой. В моем распоряжении на сегодня два примера росписей дворцовых сводов, на которых можно рассмотреть ряд интересных особенностей в изображении созвездий. К сожалению, авторы остаются неизвестными историкам. В частности, поэтому не мудрствуя лукаво, они сведены мной на одну страницу.

Роспись купола палаццо Беста в Теглио, датируется приблизительно 1550 годом. Она выглядит художественной компиляцией карт Дюрера и Апиана. Здесь найдется новое созвездие Фаэтон, идентичное его изображению на "Звездной карте Апиана", а потому, может и ни какой не Фаэтон, а нимфа Эридана. Гончие Псы, которые есть у Апиана, на росписи отсутствуют, а Волопас расположен так, как он изображен у Дюрера.

У меня есть определенные сомнения в приведенной выше датировке росписи. Дело в том, что в южной части небесной сферы на росписи мы находим Южный Крест и даже изображения Магеллановых облаков. Конечно, в принципе, Южный Крест уже был известен; конечно, гео(урано)метрия этой части неба грешит большими ошибками, созвездия сильно смещены (фактически, Южный Крест должен находиться между передними и задними ногами Центавра); конечно Южный Крест вполне условен и выглядит огромным... Однако, Петер Планциус только в 1589 году создает глобус с оформленным в созвездие Южным Крестом (и тоже неверным его положением). В общем, требуется дополнительное исследование этого вопроса и сверка росписи с другими изображениями того времени. Я займусь этим, когда найду время.

Роспись зала Небесного свода на вилле Фарнезе в Капрарола, датируемая 1575 годом, не менее интересна с точки зрения астронома. Здесь внимательный знаток звездных карт обнаружит уникальное созвездие - Зевс Громовержец: живописец разместил его в северной приполярной области на месте современного Жирафа, в пустовавшей в то время области неба. Зевс изображен с перуном и в сопровождении птицы, кажется, орла. Я не встречал других изображений этого созвездия.

Контрапункт Зевса - симметричный относительно центра композиции уже упоминавшейся Фаэтон. Фаэтон здесь - действительно юноша-сын Гелиоса, падающий навзничь в реку Эридан: изображена также колесница, запряженная тройкой коней, и солнце, символ солнечного бога. Созвездие занимает всю южную приполярную область небосвода, пустующую, например, в карте Дюрера.

Интересно также обнаружить на росписи Гончих Псов, обычно приписываемых Гевелию, но появившихся уже у Стофлера в 1493 году и изображавшихся тем же Апианом. В отличие от трех собак "Звездной карты" на росписи Фарнезе - две собаки.

(Кстати говоря - вилла Фарнезе, это именно та вилла, где стоит знаменитый Атлант Фарнезе, о котором мы тоже говорили!)

Роспись Небесного свода на вилле Фарнезе вдохновила современного художника Карло Марчиори (Carlo Marchiori) на довольно милую аллюзию, некоторое время смущавшую меня: я довольно долго пытался разобраться, к какому времени она принадлежит. Выручила меня жена, уверенно заявившая, что это современный автор; поиск в Сети немедленно подтвердил ее догадку.


[<< Назад] [Оглавление] [Вперед >>]

 

MMIV - MMXVI

astromyth (c)

tau-сайт (с)

taurusek@hotmail.ru

 

Победитель конкурса Звезды АстроРунета-2009: Лучший тематический сайт по астрономии

Призер конкурса ЗАРЯ—2007

24 марта 2016