αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Большая Медведица: история созвездия

Предыстория

Большая Медведица — очевидно, одно из древнейших созвездий. Можно предположить, что древние люди начали выделять его на небе еще во втором тысячелетии до нашей эры, а по мнению некоторых особенно восторженных комментаторов, гораздо раньше, чуть ли не в неолите.

Так, оголтелые палеоастрономы интерпретируют некоторые петроглифы как созвездия, в частности, Ковш Медведицы, и датируют эти артефекты десятками тысяч лет.


Рисунок из книги Ю. Карпенко «Названия звездного неба»
(изображение зеркальное)

Другие обращаются к диванной лингвистике: они утверждают, что название Медведица созвездие получило потому, что прошлом (100.000 лет назад!) действительно походило на фигурку животного. Из-за собственного движения звезд форма созвездия изменилась, из медведя получилась кастрюля, а название осталось. (Честно говоря, я недоумеваю, как название созвездия могло сохраниться в течение 100.000 лет.) К сожалению, и реконструированный вид древнего созвездия неверен; убедиться в этом можно здесь: Собственное движение звёзд.

Этнограф Юрий Берёзкин, изучая распространение фольклорных сюжетов, в том числе астрономических, пришел к выводу, что близкие сюжеты, связанные с Большим Ковшом, прослеживаются по обе стороны Берингова пролива. Это значит, что они имеют общее происхождение до закрытия миграции по Берингову перешеек. Берёзкин относит их к 60.000 лет до нашей эры, хотя Берингийский сухопутный мост закрылся примерно 11 тыс. лет назад.

Как или иначе, созвездие очень древнее, одно из древнейших, хотя мы вряд ли сможем определить его возраст точно.

Следует обратить внимание, что в следствие прецессионного движения в эпоху древнего мира полюс Мира был ближе к Большой медведице, чем сейчас, во втором тысячелетии практически находился на «ручке» Ковша. Таким образом, созвездие было еще лучше видно на небе, легче опознавалось, кружась примерно в одной области неба каждую ночь в течение года. В этом смысле Малая Медведица много приобрела за прошедшие тысячелетия.

Также очевидно, что первоначально созвездие включало только семь звезд знаменитого Большого Ковша - астеризма астеризм — группа звезд, образующая связанную фигуру, и сейчас известного чуть ли не всякому ребенку… по крайней мере, живущему в северном полушарии. Мы потом вернемся к звездному составу созвездия и увидим, как он менялся.

Некоторые исследователи полагают, что греческое созвездие Большая Медведица соответствует гипотетическому минойскому созвездию Вол: его керамические фигурки были, предположительно, обнаружены при раскопках на острове Крит. Это вполне возможно, как и то, что это созвездие, несомненно, было известно во всякой культуре. Так что о наследовании греками минойского созвездия говорить преждевременно.

Возможно, у шумеров ассоциировалось с быком, но это весьма гипотетическое предположение. Позже в древнем Междуречье на этом месте располагалось созвездие Повозка (MAR.GID.DA), но стоит ли в этом случае говорить о каком-то заимствовании?

В Древнем Египте созвездие, конечно, тоже было, но называлось Бедро Быка или Передняя Нога Быка, Месхетиу (Msḫtjw, «Тот, кто не знает гибели»), Хепеш (Ḫpš). Это передняя нога Сетха, иногда изображалась быком или его частью. Возможно: Бык, привязанный к звезде Тубан (Дракон), тогдашней полярной звезде, но этот вариант оспаривается: видимо, только нога, хотя, может быть, и привязанная. Ногу Быка можно найти на Дендерском зодиаке

Античность

В «Схолиях к Арату» Теона Александрийского утверждается, что Медведиц (=Колесниц) две (и это совершенно верно) и что Большую «открыл» Навплий. Навплий — откровенно мифологический персонаж, поэтому первые достоверные упоминания созвездия стоит все же отнести к Гомеру.

Гомер

Гомер упоминает созвездие в одинаковых выражениях в "Илиаде" (перевод Гнедича):

Все прекрасные звезды, какими венчается небо:
Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона,
Арктос Арктос - по-гречески "медведь", "медведица", сынами земными еще колесницей зовомый;
Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона
И единый чуждается мыться в волнах Океана.

и в "Одиссее" (перевод Вересаева):

Зорко Плеяд наблюдал он и поздний заход Волопаса,
Также Медведицу - ту, что еще называют Повозкой.
Ходит по небу она, и украдкой следит Ориона,
И лишь одна непричастна к купанью в волнах Океана.

Последние три строки рознятся только в переводах, в греческом оригинале они идентичны. У Жуковского в переводе эти строки астрономически абсурдны: предоставляю читателю отыскать этот абсурд самостоятельно

[Очей] не сводил он с Плеяд, с нисходящего поздно
В море Воота, с Медведицы, в людях еще Колесницы
Имя носящей и близ Ориона свершающей вечно
Круг свой, себя никогда не купая в водах океана.

Арат Солийский

Под катом отрывок из «Явлений и предсказаний» Арата Солийского о двух Медведицах. Ниже мы к нему ещё вернёмся.

…Вокруг две Медведицы рядом
Связно с осью бегут, за что и прозвали их «Возы».
Головы держат они неизменно у чресел друг друга,
Плечи одной с плечами другой расположены вровень,
30 В стороны смотрят, однако, противные. Ежели верить,
С Крита они вознеслись по веленью великого Зевса
В небо, в награду за то, что оного — в бытность младенцем —
Подле отрогов идейских на благоухающей Дикте
Скрыли в пещере и там в течение года питали;
35 А между тем отвлекали Куреты диктейские Крона.
Их различая, одну Киносурой наименовали,
Гелика — имя другой. По Гелике мужи ахейцы
В море открытом судов, направление определяют,
А финикийцы простор бороздят, Киносуре вверяясь.
40 Верно, что Гелики ясной легко угадать очертанья:
Полностью зрима она тотчас с наступлением ночи;
Но Киносура, хотя и мала, удобнее кормчим,
Ибо по меньшему кругу она совершает вращенье:
Именно с ней безошибочный путь сверяют сидонцы.

Вот еще отрывочек о созвездии, приписываемый Эпемениду.

Так же и ты, ликаоновой девой рожденный, сменившей
Облик, которой, похищенной с хладных вершин Нонакрийских,
Тефис всегда запрещает омыться в волнах Океана,
Ибо на ложе питомицы дева дерзнула подняться.

Мифологический комментарий

Так же и ты обращено к Аркаду, сыну Каллисто, "Лиакаонова дева" - Каллисто, дочь Ликаона, Тефис - титанида Тефида, супруга Океана и кормилица Геры.
Две или одна?

Обратите внимание: Гомер (и вслед за ним его эпигоны) утверждает, что лишь одна Медведица чуждается мыться в волнах Океана, и значит, еще не знает других приполярных созвездий (а такими в античности были Дракон и Малая Медведица). Таким образом, Ковш Большой Медведицы, безусловно, относится к самым ранним античным созвездиям. (Предположение, что под Медведицей во времена Гомера подразумевались два созвездия: Большая и Малая Медведица вместе, мне представляется необоснованным: эти две группы звезд все-таки достаточно далеки друг от друга и каждая визуально представляет самостоятельную замкнутую группу, да между ними еще Дракон.)

Как казус стоит упомянуть мнение Страбона. Сей глубокомысленный муж утверждал, что под термином Медведица Гомер разумел не созвездие, а небесный арктический круг. Действительно, арктический круг в понятийном аппарате древних греков по определению не может купаться в волнах Океана, но из приведенных выше цитат очевидно, что речь идет именно о созвездии в ряду других созвездий.

Медведица и Повозка

Итак, мы видим два основных варианта названия: Медведица (Арктос, критская медведица Гелика) и Воз (Повозка, Колесница и др. производные, например, русская Телега, а также поминавшийся выше минойский Вол, вавилонская Повозка, Семь Волов у римлян, Колесница Артура или Давида в средневековой Европе, Плуг в Британии). Какое название старше?

Мнение Гигина, изложенное в "Астрономии" основано анализе имени близлежащего созвездия Волопас. Оно также имеет варианты названия: собственно, Волопас и Арктофилакс, что означает "страж медведицы". Очевидно, названия созвездий связаны: Волопас соответствует Повозке с впряженными волами, а Арктофилакс - Медведицам. Гигин приводит следующее соображение. У Гомера встречается оба названия: Медведица и Повозка, но Волопас Арктофилаксом не называется. Следовательно, Медведица - поздний вариант, еще не отразившийся на имени соседнего связанного созвездия.

Фламмарион утверждает, что Колесница - название народное, а Медведица - "ученое", но аргументов в доказательство своего мнения не приводит.

Некоторые современные комментаторы считают имя Медведица более древним, восходящим к еще охотничьим временам, а Повозка и производные - молодым, связанным уже с периодом оседлой сельскохозяйственной жизни. Мне сомнительно, что от «охотничьих времен» могут сохраниться какие-то звездные названия, но Ю. Берёзкин другого мнения.

Медведица и мореплаватели

У Аполлония Родосского (III в. до н.э.) в «Аргонавтике» (III.998-1004), кажется, впервые появляется название Гелика (улитка), отражающая скрученную форму Ковша (справедливости ради отмечу, что я не нашел упоминания о Гелике в указанном месте). Другая трактовка этого названия (я ей не верю) — «кружение» созвездия около полюса.

Арат Солийский в "Явлениях" пространно описывает двух Медведиц:

Ось неустанно хранят и справа, и слева Критянки.
Греки их «Аркты» зовут, «Медведицы» — мы называем
Или «Возы», ибо их очертанья с повозкою сходны —
Три на оглобле звезды и четыре в колесах мерцают.
Если же облик им дашь медведиц, увидишь, как блещут
Очи зверей; у одной голова над косматой спиною
Светит другой, и морды склонив по-звериному книзу,
Движутся вместе они, влекомые сводом небесным.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
… Гелика богаче огнями,
Грекам дорогу дает, Киносура ведет финикийцев.
Свет изливает вокруг Гелика. И в час, когда солнце
Скроет пылающий лик в океан, ни одной не заблещет
Небо звездой, пока светочей семь не затеплит Критянка.
Но Киносура верней морякам, бороздящим просторы,
Так как вращается близ надежной оси неизменно,
И никогда ее вид не обманет сидонское судно.

Пер. латинской «Аратея» Цезаря Германика

Вокруг две Медведицы рядом
Связно с осью бегут, за что и прозвали их «Возы».
Головы держат они неизменно у чресел друг друга,
Плечи одной с плечами другой расположены вровень,
В стороны смотрят, однако, противные.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Их различая, одну Киносурой наименовали,
Гелика — имя другой. По Гелике мужи ахейцы
В море открытом судов, направление определяют,
А финикийцы простор бороздят, Киносуре вверяясь.
Верно, что Гелики ясной легко угадать очертанья:
Полностью зрима она тотчас с наступлением ночи;
Но Киносура, хотя и мала, удобнее кормчим,
Ибо по меньшему кругу она совершает вращенье:
Именно с ней безошибочный путь сверяют сидонцы.

Пер. с гр. Россиуса

Это присловье про Большую Медведицу, на которую ориентируются горе-мореплаватели греки, и Медведицу Малую, навигационное созвездие знатных мореплавателей финикийцев, станет общим местом и его будут продолжать повторять и через несколько столетий.

Арат повторяет за Гомером чуть дальше по цицероновскому варианту текста:

Волн океанских страшась коснуться, Медведицы обе
Издавна ось сторожат, незакатным блистая сияньем.

но в отличие от Гомера здесь к незаходящим созвездиям добавлена Малая Медведица.

Ричард Аллен нашел занятную аллюзию у английского алхимика и переводчика XVI века Ричарда Эдена (Richard Eden). В географических описаниях южных стран и обычаев тот писал: все звезды Воза скрываются под северным полюсом от каннибалов. Очевидно, он хотел указать, что созвездие в этих странах опускается гораздо ниже, чем в средних шировах, и даже скрывается под горизонт. Хотя наверное в контексте «укрытия от каннибалов» была бы выразительнее «Медведица», чем «Воз».

Вернемся к исчислению звезд созвездия.

Состав Медведицы и Птолемей

Позже зародыш созвездия, семизвездный астеризм Большой Ковш, значительно разросся. Гигин пишет: Впоследствии … некие астрономы установили, что семь звезд входят в группу из двадцати пяти, следовательно, изображение медведицы образуют не семь звезд. В определенный исторический период было, вероятно, различие между Повозкой, как семизвездием Ковша, и Медведицей, уже включившей в себя соседние звезды. Вообще, «Медведица» могло обозначать и астеризм, и созвездие, а другие названия — Повозка, Ковш, Семизвездие — относятся только к астеризму.

Теперь же Большая Медведица — одно из крупнейших созвездий неба.

Созвездие входит в состав каталога "Альмагеста" Птолемея. Птолемей насчитывает в созвездии 27 звезд, под [Большой Медведицей], не вошедших в фигуру — 8.

Варианты названия и другие культуры

Два основных названия созвездия и его главного астеризма — Большая Медведица и Воз / Повозка. Но несложно перечислить и другие разной степени распространенности: Семизвездье, Ковш, Плуг, Волы и другие, более редкие или локальные.

Рассмотрим эти названия подробнее.

Медведица

Начнем с классического греческого Ἄρκτος μεγάλη, Большая Медведица или просто Ἄρκτος, Медведица. Римляне делали кальку Arctus maior,Arctus major, Arctos, Arctoi, Arctoe (в том числе и во множественном числе для двух Медведиц). Но у них было и конечно свое латинское Ursula, Медведица, Ursa Major. Поэтический эвфемизм: Fera major, «Большой зверь».

Фантазии на тему Каллисто-медведицы и соответствующих мифов: Καλλιστώ, Kallisto, Lycaonia («ликаонова»), Lycaonia Puella («ликаонова дева»), Lycaonia Arctos («ликаонова медведица»), Dianae Comes и Phoebes Miles («соратница Даины / Фебы»), Tegeaea Virgo («дева Аталанта», их слегка путали или совмещали, в частности, Аталанту изображали медведицей).

События мифа развивались

  • в Аркадии: Arcadium Sidus («аркадские звезды») и Parrhasis, Parrhasia Virgo, Parrhasides Stellae (от Parrhasis, синонима Аркадии), Erymanthis (Эримант сюда, кажется, затесался по ошибке);
  • на горе Менала: Maenalis, Maenalia («меналида»), Maenalia Arctos, Maenalis Ursa («медведица Меналы»);
  • среди греческих годков: Virgo Nonacrina («дева Нонакриса»).

О версия мифа, в которой Медведицы пестуют Зесва-младенца на горе Иде на Крите, напоминают «критские медведицы»: Ἐλίκη, Ἕλιξ, Helice, Гелика и Melissa, Cretaeae sive Arctoe, «критская медведица» у Германика; античные поэты использовали обобщение «Критянки», разумея медведиц. Кстати, кажется, как раз на Крите они никогда не водились. Ошибочно называли ее Киносурой, хотя Киносура — это про Малую Медведицу.

Название «Медведица» присутствует и в языках ближнего востока; вероятнее всего, это все-таки заимствование и перевод греческого: арабы — Al Dubb al Akbar, Большой Медведь, евреи — Dōbh (в Библии, правда, прописано автохтонное «Ас» / «Аш»), финикийцы — Dub. При движении астрономического знания обратно в Европу у авторов завелись искаженные Dubhelacbar, Dub Alacber, Dubbe, Dubhe, Dubon, Dob.

Двже у индийцев Северной Америки тоже медведь: Okuari и Paukunawa. Кстати говоря, Ричард Аллен приводит современную американскую версию: Seven Little Indians, «Семь Маленьких Индейцев».

Превед, медвед

Почему «Медведица», почему не «медведь»?

Потому что в исходном греческом и в латинском название звучит именно как «Медведица»: Άρκτος и Ursa женского рода. (Хотя встречаются Ursus и Arctus в мужском роде.)

Аль-Бируни использует мужской род: Большой Медведь.

Женский род, например, на болгарском: Голяма мечка, на французском — la Grande Ourse и по-польски — Wielka Niedźwiedzica. А у немцев Der Große Bär и латышей Velká medvĕdice — мужской род. По-чешски Velká medvĕdice — Большая Медведица, но Малый Медведь, Malý medvĕd.


Гомеровский стих том, что Большая Медведица одна непричастна к купанью в волнах Океана, породил неисчислимое число филологических спекуляций на эту тему, например, у Овидия: arctos aequoris expertes, immunemque aequoris Arcton, liquidique immunia ponti, utraque sicca («сухая») — все об этом.

Воз

Тема «Воза» на греческом и латыни: Ἅμαξα, Plaustrum («повозка, запряженная волами»), Plastrum, Plostrum, уменьшительное Plaustricula, диковинная комбинация Plaustra Parrhasis («паррасская повозка»: диковинность в том, что в Паррасе-Аркадии жила Каллисто, повозка тут не причем). Также странно звучит hyperborei Parrhasii Марциала, «гиперборейский Паррас». Другое латинское слово с похожим значением также употредлялось: currus maior.

В европейских языках «Воз» неплохо закрепился. Итальянцы: Cataletto, португальская Carreta, Stori Vagn в Скандинавии и, наконец, Karls Vagn, Charles's Wain, «Воз Карла», который, говорят, до сих пор используется (этимология названия обсуждается). Без комментариев народные названия в северной Европе, в том числе с языческими мотивами: Wagen, Himmel Wagen, Wagon of Odin / Woden / Wuotan, Irmines Wagen, Waggon, Woz Niebeski (польский). На этой повозке Илия поднялся на небо.

И даже в Китае: «Ти-че», царева колесница.

Плуг и Волы

Плуг: название известно с римских времен.

Не знаю, насколько название Плуг было действительно популярно в русском языке, хотя источники так утверждают. А вот Plough в английском вполне популярен (здесь я источникам доверяю). Ричард Аллен сообщает, что первое печатное упоминание Плуга на английском, которое он нашел, у Fale 1593 года: of countrymen the plough. Честно говоря, мне это кажется поздним сроком, вероятно, более раннее использование просто не было задокументировано.

Вот что пишет Вергилий:

…Пел о блужданьях луны, о трудных подвигах солнца,
Люди откуда взялись и животные, дождь и светила,
Влажных созвездье Гиад, Арктур и двойные Трионы,
Зимнее солнце спешит отчего в Океан окунуться,
Летняя ночь отчего спуститься медлит на землю.

И у Овидия в "Метамарфозах": Фаэтон потерял управление колесницей Гелиоса, сбился с небесного пути, уклонясь к северу и

Тут в лучах огне­вых впер­вые согре­лись Три­о­ны,
К морю, запрет­но­му им, при­кос­нуть­ся пыта­ясь напрас­но.

Трионы римлян — это все те же Медведицы (обе, так как они «двойные»). Это название не имеет отношения к числу "три": trio — пахотный вол, бык, запряженный в плуг, Triones, Teriones. Не Медведицы, не Повозки, а Волы. (Тут есть, конечно, какие-то аллюзии на Плуг.) Семизвездья Медведиц у римлян называлось «семь волов», с числительным префиксом Septem-: Septemtriones и Septentriones. Первоначально название относилось и к Малой, и к Большой Медведицам, но потом скорее к Большой, а еще потом названия Septemtriones, Septentriones, Septentrio стали относиться вообще к северу и к направлению на север, к северному ветру, примерно так, как «Арктика» произошло от ἄρκτος.

Вообще-то, числительное «семь» применялась к астеризму Ковш очень часто и многими народами, не только римляне со своими волами такие оригиналы. Его называли просто «Семь звезд», но так же придумывали всякие образы разной степени замысловатости: на санскрите это были «Сапта Риши», Saptar Shayar, «Семь Мудрецов», у кочевников казахов — Жетіқарақшы, «Семь разбойников», у башкир — Етегән, «Семь девушек» и даже «Семь спящих эфесских отроков» у восторженных христиан (к этому названию мы еще вернемся).

Северные звёзды

И еще нанемножко вернемся к географии. Марциал называл созвездие «гиперборескими Одрисиями». Вообще, одрисы — фракийское племя, и так же, кажется, гора (?). Не берусь трактовать это название. Еще у Марциала Parrhasium Jugum — «паррасское Ярмо»: напомню, что Паррас — синоним Аркадии, где произошла история с превращением Каллисто в медведицу, так что здесь опять какое-то странное смешение двух мотивов.

Ричард Аллен сообщает, что в неком германском манускрипте используется Southern Tramontane, использует это название и Америго Виспуччи La stella tramontana o l' orsa maggiore & minore. Вообще-то «трамонтана» в русском — это разновидность бора, ветра, возникающего при прохождении воздушного потока через горы, дующий «из-за гор».

Исходно Tramontane — то ли северные горы вообще, то ли какие-то мифологические северные горы с таким собственным названием, возможно, прямо на полюсе, то ли эвфемизм приполярной области неба, которая как бы возвышается над полюсом. Соответственно, Tramontane или Tramontanа — это Медведицы, а Southern Tramontane — Большая Медведица, поскольку она дальше от полюса Мира, чем Малая.

Гроб

Возможно это созвездие (скорее, только семизвездие астеризма Большой Ковш) появляется в Библии в Книге Иова (Иов 38:32): Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми? — ʽĀsh или ʽAyish.

Возможно, тут какая-то связь с арабским Banāt Naʽash al Ḳubrā, буквально «Дочери большого Гроба» или просто «Плакальщицы». Здесь собственно гроб — четыре звезды Ковша и три плакальщицы — звезды ручки. Тему гроба подхватили даже христианские комментаторы, но мы вернемся к этому чуть позже.

Староарабские созвездия

В «Книге неподвижных звёзд» (X век) ас-Суфи указывает староарабские созвездия, соответствующие созвездиям птолемеевского «Альмагеста». О созвездии Большая Медведица можно узнать следующее.

Великие Дочери Погребальных Носилок (Banāt Na’sh al-kubra) или Семья Погребальных Носилок (Bani al-Na’sh): звёзды Большого Ковша — три женщины (Banāt, Дочери) идут за погребальными носилками (Na’sh). Четыре звезды Ковша также назвались Ложе Дочерей Носилок (Sarīr Banāt Na’sh); иногда так назывались звёзды τ, υ, θ (шея, грудь, колено Медведицы) и соседние с ними, вместе образующие полукруг.

По Алькору (al-Suhā) проверялось зрение, и была поговорка: «я показал ему ас-Суха, а он показал мне Луну».

Три пары похожих звёзд в «ногах» Медведицы («когти») — Следы Копыт Газели (Kafazāt al-Ẓibā; сейчас этот тройной астеризм часто называют «Три прыжка Газели»). Каждая пара этих звёзд — Kafza. Соответственно, звёзды «морды» (π, ρ, σ, τ) считались самой Газелью (al-Ẓibā). Говорилось, что «когда лев ударил хвостом о землю, газель прыгнула из al-Halba (третий След) и допрыгнула до al-Hawd (другое название Ложа)» (хвост староарабского Льва — соседнее созвездие Волосы Вероники).

Российские источники
Кпиевский

У Копиевского на первой планисфере на русском языке, выполненной в 1699 году, Урса Майор, то есть Воз Большой, четыре звезды совокупно с тремя над хвостом есть Воз.

Дмитриев-Мамонов

В поэме «Россия» (70-е гг. XVIII в.) «помещик-философ» Фёдор Дмитриев-Мамонов даёт, кажется, единственное в русской литературе описание созвездий.

Приполярные совездия, включая Большую Медведицу, он посвящает Европе:

Светящьи звезды их здесь буду все я петь:
На самой полус тот, где Малый есть Медведь,
Дракона длинный хвост, вияся, досязает,
Который животом Цефея покрывает;
Главою он лежит Алцида [Геркулес — tau / am] под ногой,
Конец его хвоста, где есть Медведь Большой.

Фольклор

В финском эпосе «Калевала» — Otawa и Otawainen: «Верша».

Популярным названием в Европе был «Нож мясника». Ну, действительно, похож по форме. М. Э. Рут сообщает, что у португальцев Большой Ковш — «Корабль», Barca de Northa — «Северный Корабль».

У киргизов — «Семь воров», которые хотят украсть двух лошадей — β и γ Малой Медведицы. Между прочим, когда украдут — наступит конец мира.

В «Аналитическом каталоге» фольклорных сюжетов этнограф и специалист по сравнительной мифологии Юрий Берёзкин зафиксировал огромный массив астрономических мотивов в различных культурных традициях.

Об астрономии в фольклоре

Следует отметить, что достоверность астрономической информации в фольклоре невелика. Информанты не разбираются в звёздном небе, фольклористы не знают астрономию и не интересуются ею, о чём предупреждает и сам Ю. Березкин. Следует с осторожностью относиться к приводимой ниже компилятивной информации.

В подавляющем большинстве мифологических мотивов подразумевается Большой Ковш, а если упоминаются другие звёзды созвездия, то это специально оговаривается.

Небесная охота
  • Охотник с собакой / охотники, преследующий / убившие лосиху с лосятами / осуждены вращаться за их убийство — мари / чуваши
  • Два охотника, три собаки, две лошади — мари / чуваши
  • Семь лисиц, загнанных на небо охотником — Южная Сибирь, Монголия
  • Три охотника (средний с котелком), две собаки преследуют двух маралух (самок марала) — Сибирь
  • Зверь, преследуемый охотником — Сибирь, север Северной Америки
  • Три охотника (разной национальности или разного характера, или родственники, иногда один из них чёрт или великан; ручка Ковша), средний с котелком (котомкой, собакой; Алькор), преследуют лося (четырёх лосей; шестиногого лося, отсекая две ноги: поэтому раньше его было не поймать, а теперь можно; дикого оленя, северного оленя; в Америке часто медведя, медведицу, гризли; сам ковш) (также задействуются другие звёзды как уши, стрелы, берлога — Северная Корона ? и т.п.) — Сибирь, север Северной Америки
  • Шесть охотников (один с котелком-Алькором) преследуют медведя (одна ПН звезда ковша) — север Северной Америки
  • Пять братьев-Волков (один с собакой-Алькором) преследуют двух гризли  — север Северной Америки
  • Герои-птицы (ручка Ковша и другие звёзды, включая соседние созвездия) с котелком (Алькор) с весны до осени преследуют медведицу (четыре звезды Ковша), её кровь окрашивает листья осенью — север Северной Америки см. так же другие звёзды
Похороны
  • Три плакальщицы, «дочери погребальных носилок» (ручка Ковша), идущие за погребальными носилками / гробом / катафалком (сам ковш), иногда в сторону Канопуса (который хочет им помочь / ошибочно принят за убийцу; настоящий убийца — Полярная) — Ближний Восток
  • Шесть братьев (ручка Ковша и три звезды ковша) несут седьмого (звезда в месте соединения) — Ближний Восток
  • Могила (Ноя) — таджики
  • Арангасс: палать на четырех столбах, на которых хоронят шаманов — Восточная Сибирь
  • Четверо мужчин / родственников / братьев несут мертвого охотника / погребальные носилки / «распялку-носилки», за ними идут жена и дети / плакальщицы / сестра с младенцем (Алькор) / братья с овцой (Алькор) — Памир, Северная Америка
  • Родственники (ручка Ковша) у могилы  — Северная Америка
Семеро…
  • …разбойников (воров, конокрадов, гайдуков, укравших звезду Плеяд (Алькор); охотников, пращников; сыновей старухи Пыраду, хозяйки неба-Полярной; братьев, сестёр, девушек, мальчиков, мужчин; танцующих вокруг Полярной; царей, ханов, государей, старцев, благочестивых, «богов») — Европа, Азия, Северная Америка
  • …героев с разными достоинствами (слух, зоркость, быстрота и т.п.) выполняют задание и в результате оказываются на небе — Евразия
  • …братьев и сестра-Алькор — Кавказ, Малая Азия, индейцы Северной Америки
  • …риши / мудрецов — Южная Азия
  • …волов — Европа
  • …лисиц — Южная Сибирь, Монголия
  • …волков — индейцы Великих Равнин
  • …диких ослов — восточная Африка
Другие антропоморфные персонажи
  • Пастух с клюкой — Европа
  • Вращающийся и Вращающаяся (Кассиопея) — навахо
  • Солнце, Утренняя Звезда, Большая Медведица, Полярная звезда, Сириус (дедушки); Луна, Вечерняя Звезда, Двойная Звезда (?), Плеяды, Пояс Ориона (бабушки); чьи дедушки? чьи бабушки? — Великие Равнины Северной Америки
  • Антропоморфное существо (+ Волопас) — Северная Америка
  • «Безногий» (?), которому жена в ссоре отрубила ногу — Гвиана
  • Человек с одной ногой, двигающийся по небу подпрыгивая; он великан, но его мужской член крохотный как у ребенка (?) — Амазония
Другие одушевленные персонажи
  • Волы, семь волов, стадо волов — Европа
  • Змеи — Кавказ
  • Львица — Передняя Азия
  • Лосиная семья (НЕ сцена охоты) — Южная Сибирь, Монголия
  • Северный олень — алеуты
  • Куница (Ковш = «кунья звезда») / Горностай / Сурок / «владелец солнца и луны» / «скамья» (одушевленный зооморфный персонаж) / вор («большеголовый мужчина»), крадущий кроликов / женатый (на Кассиопее) антропоморфный персонаж (вар,: Ковш + Арктур; вар.: полез на дерево провозгласить себя солнцем) ранены стрелой / копьем (Алькор) в спину / хвост или с перебитой спиной или горбун (Мицар, место перегиба ручки) — американская Субарктика
  • Дикий осёл / семь диких ослов, которые хотят подойти к колодцу (Полярная), но их не пускают две звезды Малой Медведицы — восточная Африка
  • Верблюдица Ноя (которую убили и она попала на небо): голова — Полярная — туареги Северной Африки
  • Слон (часто в паре с Малой Медведицей; вар.: мышь-Полярная забралась в хобот; вар.: в районе небесного экватора подрался с неизвестным животным (Южный Крест), и они отбросили друг друга к полюсам) — Африка, Индокитай
  • Превращенная в созвездие акула — Меланезия
Неодушевлённые объекты
  • Повозка (с дышлом или лошадьми; с соломой: рассыпалась и появился Млечный путь; иногда возчик Волопас или Арктур) / Воз (св. Петра, Иисуса; Девы Марии, Св. Ильи; вора или цыган с соломой; Св. Наума / Св. Мартина, господина волков / эстонского Пеедо, который(е) запряг(ли) в нее напавшего медведя/волка-Алькор; литовского Григаса; Конрада с мальчиком/цыганёнком-возчиком Алькором) / Колесница (в т.ч. Давида, который везет души в рай; св. Мартена, Авраама, мальчика-с-пальчик, Ильи-пророка) / Телега / Арба / Сани Kale (Гренландия) — Европа
  • Стол, амбар на четырёх сваях (и три охотника, несущие в него мясо; вар.: однажды медведь пошатал одну сваю, δ UMa), четыре кола для сушки, нары и т.п. (только сам ковш) — Сибирь, Дальний Восток, Северная Америка
  • Растянутая / прибитая к небу шкура медведя  — Северная Америка
  • Плуг (иногда с волами, иногда погонщик Волопас или Арктур) / чипега (правильно «чапига», поручни плуга; Артура) — Европа
  • Лодка — Европа, чуть-чуть тихоокеанский регион
  • Семь Тронов — персы
  • Ладонь ковшиком, ложка — Центральная Америка
  • Ловушка для рыбы — Тайвань, Филиппины
  • Подставка для лампы / рама для наматывания линя / подставка для каяка — Гренландия
  • Лук охотников-сыновей солнца — Балтоскандия
  • Щит — индейцы Калифорнии
  • Кровать / лежанка / палать / лежанка / ложе о четырёх ножках (вар.: сбежало от стыда, когда супруги решили расстаться) / носилки (старой женщины, не погребальные, которые хочет украсть вор / три вора, один в стороне хихикает) — Судан, Азия
  • Сеть Койота — индейцы
  • Авлахук (= Аллах) послал дочь По Нагар управлять земным миром; она обустроила космос в соответствии со своим телом: солнце и луна – глаза, Венера – сердце, Большая Медведица – ноги и пр. — Индокитай
Алькор
  • В разных нарративах: волк, собака, ручная пума, олененок, мышь («плохая мышь»), крыса, впряженный волк / межведь; наездник / погонщик / маленький возчик / «короткий человечек» / помощник / цыганёнок; девушка / дочь (тж.: украденная), жена (не ушедшая), сестра, ребенок (тж.: украденный) / мальчик / юноша (иногда младший брат в нарративах) / мужчина; уздечка или грызун / мышь, грызущие уздечку; оленьи рога, которые грызет лиса; котелок, топор; стрела, копье, рана (обычно на спине) — Евразия, Северная Америка
  • «Отверженная» в нарративе похорон — Передняя Азия
  • Маленький человек, который ждёт, что кастрюля (Большой Ковш) закипит: тогда наступит конец света — Франция
  • Удила ? — украинцы
  • Собака тщится «перегрызть упряжь» или «добраться до одной из звезд»; когда сделает, наступит Страшный Суд — украинцы
  • Крот-слепыш — украинцы
  • Сказочный герой Тагаи поссорился с сыновьями во время рыбной ловли, убил их и забросил на небо: Антарес, Вегу, Альтаир, Ахернар, Плеяды, Орион, последний сын = Капелла + Сириус + Канопус; забросил акулу (Большая Медведица) и сам поднялся на небо (Южный Крест); за ним поднялась женщина (Венера) — Меланезия

Появление звёзд  — Микронезия, Полинезия

Народные русские названия по М. Рут

И наконец, родной русский. Все названия, конечно, относятся к семизвездному астеризму.

  • Медведица (заимствование из «большой» астрономии?) / Медведь / Медведка / Медвежатники / Северная Медведица / Старая Медведица (м.б.)
  • Лось(-си, -сиха, -сюха, -сица) / Лос(-а) / Большая Лось (ср. Плеяды) / Сохатый / Лосёва Кичига (комбинированное название) / Остяцкий Лось / Лосёвые звёзды / Лось Проходной / Лосиная Голова / Лосиные Рога
  • Олень / Оленёк
  • Волчиха / Волчья звезда (ед. упоминание, вероятно, путаница с Венерой)
  • Зайчик
  • Гнездышко / Утичье Гнездышко / Утка / Уточка (путаница с Плеядами ?)
  • Змей
  • Лешачий Хвост
  • Арба / Воз / Возило / Возница / Кола (= повозка о двух колёсах) / Колесница / Колесница царя Давида / Колымага / Колясочка / Повозка / (Хохляцкая / Цыганская) Телега / Косая Телега / Санные Звёзды
  • Конь на приколе (+ Полярная?) / Горбатый Мерин (ед. упоминание) / Конь горбатый с Телегой (комбинированное название) /Лошадь
  • Прикол (путаница с Полярной ?)
  • Ось (ед. упоминание: путаница с Полярной ? Лось?)
  • (Большой) Ковш (заимствование из «большой» астрономии?) / Большой Ковшик / Большой Ковшичек / Небесный Ковшичек / Поварёнка / Поварёшка с Хвостиком / Лейка (берестяной ковшик) / Ложка / Попырка (деревянный ковш)
  • Кичига(и) (молотило) / Кычига(и) / Кичига Большая / Кичижка / Кичижница (путаница с Поясом Ориона ?) / Шолоничная Кичига («шолоник» — северо-восточный ветер: противопоставление Ориону?)
  • Сажар(ы) /Стожа(и)ры (стожар = шест, втыкаемый посреди стога для его устойчивости; вероятная путаница с Полярной звездой)
  • Шестерик (определённая укладка ячменных снопов)
  • Аршинницы (три звезды ручки; ср. Пояс Ориона)
  • Коромысл(-и, -о)
  • Солоничка
  • Дуга
  • Серп / Серпик
  • Чипега (отн. к плугу)
  • Сошник
  • Сабан-Нога (< плуг, тюрк) / Сабанья Нога
  • Ярмо (три звезды ручки, ед. упоминание)
  • Гирлига + Волопас = пастух с гирлигой
  • Семь Грабителей Лошадей (пер. тюрк. «семь конокрадов»)
  • Мосеев (= Моисеев) Палец (ед. упоминание, ср. Плеяды)
  • Васажар / Висожар /Вискожар(ы)/ Восожары / Волосожары / Волосыня / Звездожар (ср. всё с Плеядами)
  • Семёрка / Семизвездье / Седмица / Семерик / Семизвёздочка / Семизвёздочка
  • Большая звезда («звезда» может означать и «созвездие»; ср. тж. с Венерой)
  • Полуночница
Народные русские названия по Глебу Алексушину
  • Большой ковш
  • Плуг
  • Коромысло
  • Медведица / Медведка / Медвежатники
  • Лось / Сохатый / Лоса / Лосева кичига / Лоси / Лосица / Лосиха
  • Горбатый мерин / Конь горбатый (с телегой) / Конь на приколе
  • Воз / Возница / Телега / Повозка / Колесница (царя Давида) / Колымага / Колясочка / Арба

Стожары

Стожары обычно называют Плеяды. Однако, названием есть неуверенность в значении: или по Далю, стожар и стожарь — сев. шест, втыкаемый твердо в землю, посреди стога, чтоб он не клонился — тогда он хорошо подходит для названия Полярной, и оно постепенно мигрировало на соседние звезды и распространилось. Или же это просто «100 звезд», компактный астеризм, и тогда название может относиться к любому созвездию.

Народная примета коли звездисто и стожар горит — иди смело на медведя может относиться к Большой Медведице. Впрочем видимость ее всегда приблизительно одинакова. Сюда же просится поговорка Сожар-колесница не медведица, а на охоту манит.

И наконец, предание, записанное И. Сахаровым (по М. Рут):

Они (крестьяне. — М. Рут) думают, что это созвездие благоприятствует охотникам отыскивать зверей и что медведи живут под его защитой. За воровство и кражу Сажары наводят сон на медведей на всю зиму. Когда Сажары глядят на землю, тогда медведи бывают смирны и не нападают на человека. Основываясь на этом предании охотники пускаются в лес только при появлении Сажар.

Еще одна народная загадка про Ковш:

Из какого ковша не пьют, не едят, а только глядят?

Лось был популярен не только у русских, но и других народов российской империи, цитирую Д, Святоского:

У марийцев — это Шордо-Шюдюрь, т.е. Лось-звезда; у эвенков — tôki, y лопарей — sarv; y обитателей нижней и верхней Оби — Порт и Пенк, у остяков — Hex. Все эти названия
означают лося. … У марийцев «Лось-звезда» настолько популярна, что существует даже своеобразная скороговорка-молитва: если я произнесу семь раз — Шордо-Шюдюрь шым-гана [семь Лосьих звезд], то получу благодеяние.

Из компиляции Ю. Берёзкина:

  • «Небесный воз»; три звезды ручки ковша – три лошади цугом / дышло — поляки
  • Карета — поляки
  • Алькор и Мицар – «маленький возничий над дышлом» — поляки
  • «Три коня Возничего и воз» (вероятно, Возничий — не одноименное созвездие, а Алькор) — поляки
  • «Возница Люцифер ехал в ад, сломал дышло и не может ехать дальше» / благочестивый сын вез мать-грешницу в Пекло, сломал дышло / «парень вез в Роджество евреев, приехал в ад, попал на небо» — поляки
  • Колесница царя Давида / Ильи-пророка — русские
  • Колымага, Зозлацкая телега, Немецкий фур — русские
Мэри Проктор

Мэри Проктор, американская писательница-популяризатор астрономии, писавшая книги для совсем маленьких читателей, в которых знакормила их с базовыми знаниями о космосе, небе и созвездиях, пересказывала также и астральные сказки североамериканских индейцев: она же американка!

Североамериканские индейцы также считали созвездие Медведем.

Индейцы-ирокезы рассказывают.

Однажды на группу охотников, преследовавших медведя, напали три чудовищных каменных великана, которые раздавили всех, кроме троих. Эту троицу вместе с медведем невидимые руки внезапно подняли в небо. Но на небе преследование продолжается: медведя все еще преследуют первый охотник с луком, второй охотник несет котел, а третий несет палки, чтобы зажечь огонь, когда медведь будет убит. И только осенью охотники настигают зверя и пронзают его стрелами: говорят, именно его стекающая с неба кровь окрашивает осеннюю листву.

У индейцов-месквоков («Лисиц») другая версия.

В давние времена некоторые деревья могли ходить по ночам и разговаривать друг с другом в темноте, но делали это тайно, и даже не все лесные звери знали об этом их умении. И вот однажды ночью медведь шел через лес говорящих деревьев и очень удивился, увидев, что деревья ходят, кивают кронами и перешептываются друг с другом. Сначала медведь подумал, что это ветер, но он заметил перед собой могучий дуб — а в следующий момент тот оказался далеко позади него. Вскоре медведь наткнулся на ещё один дуб, больше прежнего: это был лорд деревьев. Дуб-лорд рассердился, что их разоблачили, протянул одну из своих длинных ветвей и схватил медведя за хвост. Медведь всю ночь пытался вырваться и убежать, и наконец дуб, потеряв терпение, в последний раз рванул за его хвост и с криком забросил медведя в небо. Понятно, почему у небесного Медведя так вытянулся хвост!

Христианский ревизионизм

Некоторые христианские аллюзии уже упоминались.

По народным европейским верованиям на Повозке пророк Илия поднялся на небо. Другое, кажется, тоже народное название — Лодка Петра (апостола), в которой он ловил рыбу вместе с братом Андреем, прежде чем они стали ловцами человеков.

«Семь спящих эфесских отроков» — новобранцы императорской армии в Эфесе. За непочтение к языческим богам заживо замурованы в пещере и проспали там два века. Поэтому — христианские мученики.

Виллем Блау считал, что это одна из двух медведиц, которые вышли из леса и растерзали сорок два ребёнка, дразнивших пророка Елисея «плешивцем» 4 Цар. 2:24. Ну и правильно, не дразни пророка! Кстати, Елисей единственный, видевший, как Илия возносится на небо на медведице. Иногда Блау путался и называл созвездие Колесницей, которую фараон подарил Иосифу.

Ну и по ассоциации: Эрхард Вейгель, составитель «династического глобуса» звездного неба, поместил на место Большой Медведицы гиральдического Датского Слона.

Реальный словарь классических древностей

В «Реальном словаре классических древностей» Ф. Любкера в статье «Созвездия» о созвездии говорится следующее.

Arctus maior, Ἄρκτος μεγάλη; Ursa, Большая Медведица, также plaustrum, currus maior, Septentrio maior, ἄμαξα, Ἐλίκη или Helice; известная уже Гомеру [Il. 18, 487. Od. 5, 267]; по мифологии, это была превращенная в созвездие Каллисто (см. сл.), или Мегисто, или Фемисто, дочь Кетея, или Гелика, дочь Ликаона или Олена. Прозвища свои Parrhasis, Maenalia, Erymanthis [Ov. her. 18, 152. trist. 1, 10. 15. 3, 11, 8. fast. 2, 192] получила она от горы и местности Аркадии, родина Каллисто.

Новая история и Международный астрономический союз

Английский астроном и популяризатор астрономии Ричард Проктор в 1878 году издал «Звездный атлас для библиотек, школ и обсерваторий» (A star atlas for the library, the school and the observatory), в котором пропагандировал некоторые номенклатурные упрощения названий созвездий. Он предлагал отказаться от некоторых уточняющих определений в названиях, и под раздачу у него попали даже Большая и Малая Медведицы. Так, Большую Медведицу Проктор хотел сократить до просто Медведицы (Ursa MajorUrsa), а Малую так всегда и называть, просто «Малая» (Ursa MinorMinor). Экстравагантное предложение Проктора даже не обсуждалось.

Созвездие входит в список официальных созвездий, утвержденный в 1922 году МАС, под названием Ursa Major (UMa).

В культуре
Этнография

У чувашей существовала магическая фраза (воспроизвожу без диакритики и в упрощенном написании: вряд ли у вас установлен чувашский на компьютере): Алтар салтар — сич салтар, сиччеше те сут салтар. Сич хут каласан чавап пулать. Означает это «Большая Медведица — семь звезд и все семь — яркие звезды. Если сказать это семь раз, то зачтется» [за доброе дело на том свете]. Ну и понятно, формулу эту нужно было произнести семь раз.

Козьма Прутков (И малые в астрономии познания большую царедворцам услугу оказать могут)

Индийский царь Вардигес, покорными слугами своими окруженный, единожды до самого заката солнечного со смехом неловкостью плясавшего перед ним медведя потешался и напоследок так воскликнул: «Половину сокровищей, о верноподданные! тому, кто первое прочих сказать может: почто сие четвероногое непрестанно морду свою к небесам обращает, будто там что знакомое, а паче приятное, себе находит?» — «Доподлинно, — ответствовал царю, ни мало не медля, степенный царедворец, — оно там, уповаю, двух своих подруг, большую и малую, обрести успело»; причем на двух в небе «Медведиц» указать государю не замедлил. Ответу сему весьма доволен оставшись, царь тотчас, в веселом расположении, в покой свой вошел и обещание свое в тот же день исполнить не оставил.

Набоков

Владимир Набоков в свои 19 лет сочиняет стихотворный ребус, полусонет «Большая Медведица»:

Был грозен волн полночный рев…
Семь девушек на взморье ждали
невозвратившихся челнов
и, руки заломив, рыдали.
Семь звездочек в суровой мгле
над рыбаками четко встали
и указали путь к земле…

Почему ребус?

Стихи написаны ямбом с выпадающими ударными слогами, пиррихиями — это когда вместо положенного ударного слога стоит безударный или слабоударный (у греков в их силлабическом стихосложении — удвоенный короткий). Рисуем схему ударений, заменяя безударные «-», ударные «+», пиррихии «x»:

 -+-+-+-+
 -+-x-+-+-
 -x-+-x-+
 -+-x-+-+-
 -+-x-+-+
 -x-+-+-+-
 -x-+-+-+

и получаем изображение Большого Ковша.

(Указано Эндрю Филдом, Andrew Field.)