Триптолем культурный герой
По своей борозде,
А.Немировский
Пропахавшей все поле,
Он уходит к звезде
И к богам на застолье,
И приносит он в дар
Им, властителям неба,
Не бессмертья нектар —
Ломоть смертного хлеба.
Триптолем — сын элевсинского царя Келея (или Трохила; есть и другие версии; по аргосским мифам — брат Эвбулея), свидетель того, как Гадес похитил дочь Деметры Персефону, сообщивший об этом несчастной матери.
По другой версии Триптолем — третий сын Келея, получивший благоволение Деметры после того, как она погубила первых двух. Вот как было дело.
После долгих странствий в поисках пропавшей дочери Персефоны, в которых Деметра так страдала, что не ела, не пила, богиня попала в дом Келея. Там под лаской дочерей хозяина она начала отходить и почувствовала страшный голод. Она залпом выпила целый кувшин кикеона, ячменного отвара, сдобренного мятой. Сын Келея Абант, увидев это стал смеяться: «О, как жадно ты пьёшь!» — заржал он. Деметра плеснула на него остатком отвара из кувшина, и Абант превратился в пеструю ящерицу. (Многие годы спустя в память об этом случае адепт, посвящаемый в элевсинские мистерии, пил кикеон, зараженный галлюциногенным грибом и превращался в пеструю ящерицу; содержался ли этот гриб в кикеоне, который пила Деметра, нам уже никто не скажет.)
Другой бы выгнал такую гостью в чисто поле, но Келей оставил ее в доме. Деметра — неловко всё же с Абантом получилось — решила реабилитироваться и дать бессмертие второму сыну Келея. Она тайком по ночам натирала его амброзией и закаливала в огне печи. Но однажды ее застукала за этим занятием жена Келея Метанира, помешала мистическому процессу криком, и ребенок сгорел за живо. (По альтернативной версии, просто не дозакалился до бессмертия, но остался жив.)
Вот оставшийся в живых третий сын Триптолем и получил от Деметры благости.
Деметра наградила информатора, подарив ему золотую колесницу с крылатыми драконами и деревянную соху и вручив посевное зерно пшеницы (версии говорят о крылатой колеснице). Он получил несколько уроков от богини и затем, разъезжая по свету, засеял всю землю и научил земледелию людей. От Деметры он обучился и священным ритуалам, но они остались скрытыми от профанов: об них ни расспросов // Делать не должен никто, ни ответа давать на расспросы
. В таинства были посвящены также Диолк, Эвмолп и Келей, не имеющие, впрочем, к нашей теме ни малейшего отношения, см. однако, Эвмолпа.
Нелегка роль культурного героя, не всегда этот труд проходил благополучно! Однажды один из царей Пелопоннеса попытался запрячь драконов и прокатиться, пока их хозяин мирно спал. Разъяренные драконы сбросили любопытного, но неопытного ездока, и он разбился.
Другожды между Истром и Тирасом дикие геты, приняв сначала Триптолема гостеприимно, увидели, как чужестранец терзает медью их землю, и возмутились. Царь гетов Карнабон поразил насмерть одного дракона стрелой и уже был готов убить Триптолема, но появившаяся вовремя Деметра лишила нападавшего жизни. Оба погибших оказались на небе — как Дракон и как Стрелец. По одному современному упоминанию (не верифицированному по источникам) сам Триптолем присутствует на небе тоже, как Змееносец.
Катастеризм
- В конце концов Триптолем был взят на небо в виде созвездия Волопас.
- По версии, упоминаемой Джордано Бруно в «Изгнании торжествующего зверя» — в виде Возничего.
- Может быть, как Змееносец.
- Наконец, вместе с Иасионом, близким с ним по функциональности, или со своим братом Эвбулеем — в виде Близнецов.