Тея смертная
От лишних глаз себя храня,
«В небесном Зазеркалье»,
Гуляет дочь Хирона — Тея
Под маской Малого КоняВиктор Епифанов Нижний
Пророчица Тея, дочь кентавра Хирона забеременела. (Ещё была титанида Тейя: так вот, речь не о ней.) Тея, даром что дочь кентавра, была вполне человек, но что-то кобылье, как покажут дальнейшие события, в ней все-таки содержалось. Её соблазнил Эол — или бог ветров (свойство ветров оплодотворять жеребиц всем известна) или его тезка, сын Эллина, внук Девкалиона, правнук Прометея. А Тея была спутницей Артемиды на ее охотах: Артемида же, богиня-девственница, весьма строго относилась к нравственности своих товарок. Тея опасалась гнева отца, но боялась обратиться за покровительством к богине.
Эола и Тею выручил Посейдон, временно превративший Тею в лошадь по имени Эвиппа, что-то вроде «благородная кобылка». (Символическая связь Посейдона с лошадиным миром тоже не тайна.) Когда та ожеребилась Меланиппой (черная лошадь), он превратил жеребицу в девочку, а мать поместил на небо в виде созвездия Малый Конь. Меланиппу, переименованную из конспирации в Арну, взял на воспитание некий Десмонт. Хирон так и остался в неведении.
Другая версия катастеризма сообщает, что дочь Хирона была превращена в лошадь за неуместные пророчества. Да и звали ее Гиппия / Гиппа. Называют её также и Оккироей / Окироей (по Овидию, превращена в лошадку за предсказание великого будущего Асклепию), и даже Меланиппой, вперемешку с внучкой. Не исключено, что у Хирона было несколько дочерей, обладавших даром пророчества, и все они были превращены в кобылиц. Но на небо попала только одна из них. (Теей её называет Грейвс, которому я доверяю, и не только он, конечно.)
Сообщают также, что Тея родила не дочь, а сына, что превратилась в лошадь после, а не до родов, что наказана Артемидой за пренебрежение охотничьим искусством… Все это возможно, но малодостоверно. Была трагедия Еврипида «Меланиппа», которая разрешила бы наши сомнения, но она — увы! — не сохранилась.
Гигин относит эти истории к созвездию Пегас, но мне не нравятся подобные инсинуации.
А вот фессалийцы утверждают на голубом глазу, что Тею первоначально звали Фетидой, и это та самая знаменитая Фетида, жена Пелея, мать Ахиллеса, о которой писал Гомер. Мне кажется, это очень уж вычурно, но не упомянуть об этом нельзя: дело в том, что, похоже, много позднее римляне слегка отождествили свою оригинальную латинскую богиню Фидес (Fides) с Фетидой. Римская Фидес — богиня справедливости, согласия и верности, и, кажется, отправления правосудия. Её, Фидес, римляне ассоциировали с созвездием Южная Корона, принимая его за Колесо Иксиона, к которому он был прикован в качестве наказания. Таким образом, в результате фессалийских фантазий и римской неаккуратности, дочь Харона Тея / Гиппа / Оккироя стала сопричастна и созвездию Южная Корона.
На иллюстрации рисунок современного автора Аллы Нестеровой «Кентавр Хирон и его дочь Гиппа». Здесь она кентавресса именем Гиппа, но кажется, это все-таки наша Тея.