αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Ифигения смертная

К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья;
Здесь успокоена была
Вражда свирепой Эвмениды:
Здесь провозвестница Тавриды
На брата руку занесла

А.С. Пушкин «Чаадаеву»

Ифигения в наиболее распространенной версии мифа — дочь Агамемнона и Клитемнестры. Есть весьма разные версии мифа, я расскажу тот, который имеет отношение к созвездиям, а именно к созвездию Жертвенник.

Агамемнон, микенский царь, возглавлял поход греков на Трою. Он собрал огромный по тем временам флот, который двинулся в сторону Илиона. В пути, в Авлиде, городе с развитым культом Артемиды, Агамемнон ненамеренно нанес оскорбление богине-девственнице, убив посвященную ей лань. Артемида опустила на море штиль, и корабли никак не могли пуститься в путь.

Прорицатель Колхант прорек, что умилостивить богиню может только принесение жертвы и не просто абы какой жертвы, а именно что Ифигении, дочери Агамемнона (за ним еще кое-какие должки велись). Агамемнон погоревал-погоревал, но под давлением общественности согласился. В посольство за девицей был отправлен Одиссей и Диомед.

Послы достигли Микен, и Одиссей ловко соврал, что, дескать, Ифигения срочно нужна в войске, потому что, де, Ахиллес надумал на ней жениться. Прямо сейчас, и ждать не может, какая уж тут троянская война. Ахиллес был жених выгодный и династические соображения затмили разум мамы-Клитемнестры, и они с Ифигенией отправились в Авлиду.

А там девицу уже ждал жертвенный костер. Вот её на угли! — но тут Артемида незримо с Олимпа спускается, ласково улыбается, берет Ифигению под микитки и уносит прямо с жертвенного костра в далекую Тавриду. А в качестве жертвы оставляет на углях специально прихваченную лань. Такой счастливый конец истории.

Впрочем, еще не конец: Таврида на тот момент греками не колонизирована, там еще только варвары — тавры, меоты и киммерийцы, — и варварские обычаи, и там Ифигения становится жрицей Артемиды. А на дальних закоулках Ойкумены, пока никто не видит, Артемида придерживалась самых людоедских форм поклонения; так, в Тавриде ей было принято приносить в жертву всех чужестранцев. Именно принесением в жертву чужестранцев и стала заниматься спасенная Ифигения. Импринтинг такой.

Древний вариант мифа

Возможно, миф со спасением Ифигении вырос из более древнего. В нём жертвоприношение происходит, а Ифигения в послесмертии становится ипостасью Гекаты специально в регионе Тавриды.

Так продолжалось до тех пор, пока в качестве чужестранца ей не попался её собственный ифигенский брат Орест, прибывший в Тавриду по требованию Дельфийского оракула с секретной миссией: он должен был похитить статую Артимиды из таврического храма во искупление греха матереубийства. Вообще-то, за одно это его со спутником-другом Пиладом, по-хорошему по-ихнему, людоедскому должна была ждать смерть.

В отличие от отца, Ифигения пренебрегла гражданским, но убийственным долгом в пользу сестринской любви и, сама выкрав священную статую, бежала с соотечественниками из Тавриды — сначала в Браврон, потом в Афины.

А созвездие? да, созвездие — Жертвенник. Первый жертвенник в этой истории, тот что в Авлиде, а не тот, на котором чужестранцы.

Карта

Google Earth