Афрос и Битос ихтиокентавры
О рьяный конь, о конь морской,
Ф. И. Тютчев. «Конь морской»
С бледно-зелёной гривой,
То смирный-ласково-ручной,
То бешено-игривый!
Афрос (Αφρος, «морская пена») и Битос (Бифос, Βυθος, «морская бездна») — два ихтиокентавра, родоначальники ихтиокентавров — морских кентавров, лошадиный круп которых вместе с задними ногами замещался рыбьим хвостом.
Матерью первых двух ихтиокентавров была океанида Филира.
Филирой против её согласия овладел Кронос, принявший вид коня. В результате родился кентавр Хирон, и этот факт хорошо известен. Менее известно, что у Хирона были два брата-ихтиокентавра Афрос и Битос. Остаётся не ясным, были ли они зачаты Кроносом единовременно с Хироном или родились позже, и кто, в таком случае, их отец (обычно считается что всё же Кронос). Мне представляется более правдоподобным, что Афрос и Битос были близнецами, родившимися позже. Однако, на мозаике из Зевмы (Турция), Афрос изображен старше, а Битос юн и безбород, а на мозаике из Апамеи (Сирия), наоборот, Афрос выглядит моложе Битоса. Вообще-то говоря, эти младшие браться Хирона противоречат мнению, что мать Филира пришла в ужас, увидев своего первенца-кентавра, и попросила Зевса превратить её в липу; вероятно, её требование не было выполнено своевременно, и она успела родить еще парочку морских уродцев.
Афрос и Битос входили в круг морского бога Посейдона и в состав его приближённой свиты. На изображениях иногда Посейдон-Нептун использует их для передвижения, но это сомнительно, потому что ездовыми животными Посейдона были гиппокампы — кони с рыбьей задней частью тела.
Братья-ихтиокентавры известны тем, что помогли новорождённой Афродите преодолеть последний отрезок своего морского пути до Кипра и выйти на сушу. Сохранились мозаики с изображением этих существ, несущих по волнам в раковине богиню любви: именно так, в раковине она достигла Кипра. В дальнейшем они при случае были рады сопровождать Афродиту, паче чаяния ей приспичивало путешествовать морем. Исследователи считают, что, по созвучию имен, Афроса могли считать приёмным отцом Афродиты. Я думаю, этот как-то надумано: где олимпийская богиня, а где морской конь? Пена и пена: один корень — Αφρος — вот и созвучие имён.
Катастеризм
Афрос и Битос появились на мифологическом морском горизонте поздно, уже в римскую античность, и связываются с сирийскими сакральными рыбами, символизирующими ближневосточную Великую Богиню (какое бы имя она не принимала — Деркето, Атаргатис или Ано). Когда с луны в воды озера близ Эдессы или Бамбики, ставшего потом священным, упало яйцо, рыбы вытолкнули его на берег, и из него как раз и родилась Великая Богиня.
В этот период превалировал религиозный синкретизм, и на греко-римском пространстве Великую Богиню ассоциировали с Афродитой.
Вероятно, образы ихтиокентавров в свите морских божеств существовали до их персонификаций в образах Афроса и Битоса (не говоря уж о самом названии «ихтиокентавры», которое впервые использовано вообще аж в XII веке Иоанном Цецем). Образ Афроса и Битоса, несущих рождающуюся из моря Афродиту рыб, несущих яйцо сирийской Великой Богини; так Афрос и Битос стали с ними ассоциироваться.
Наконец, поскольку созвездие Рыбы часто считалось теми самыми рыбами Сирийской Богини, спасшими патронессу от утопления, в поздней античности его стали иногда представлять как хвосты ихтиокентавров Афроса и Битоса.
Вот такая непрямая ассоциативная связь.