Тифон хтонический тератоморф
Он подобрал шары и кегли
Поль Скаррон, «Тифон»
И наобум швырнул их ввысь,
И кегли в небо понеслись,
Рукою посланы могучей,
Сквозь плотные, густые тучи
И, разорвав небесный кров,
Домчались до жилищ богов,
Которые беды не ждали
И дым от алтарей вдыхали.
Чудовищное порождение Геи и Тартара, хтонический тератоморф. Другая версия происхождения — партеногенез Геры: богиня родила Тифона в отместку Зевсу, самостоятельно произведшему из головы Афину. Она совершила магический акт, возложив на землю ладонь
, а затем в землю ударив пышной рукою
, после чего она и забеременела. Между прочим, у греков обращение с молитвой к небесным богам сопровождалось подъятием рук, а к земным — возложением их на землю. Таким образом, и в этом варианте Тифон — существо вполне хтоническое. Или же Гера взяла два яйца, помазанных семенем Кроноса, и положила под горой Арима в Киликии, из которых и вылупится Тифон. Там он потом и обитал вместе со своей подругой Эхидной, наполняя Ойкумену своим совместным чудовищным потомством.
Вид Тифона ужасен: его описывают по разному, но неизменно как химерическое чудовище невообразимых размеров. Например так: головой достает до звезд, раскинув руки дотягивается до востока и запада, торс его человеческий, но покрыт перьями, ниже пояса - переплетающиеся змеиные кольца, он бородат, космат, извергает огонь и искры, а вместо пальцев — сто драконьих голов сквернословят на языке богов, плюются, лают и мычат. Кстати, имя его производилось греками от глагола «тифоо» — дымить, чадить, но, возможно, это вульгарная этимология.
Еще об этимологии
По одной из версий, слово «тайфун», ураган разрушительной силы, происходит от имени нашего монстра и имеет такую цепочку происхождения: Тифон τυφῶν ( др.-гр.: ураган, вихрь) араб.: طوفان, ţūfān нем.: Taifun.
Тифон тщился поразить олимпийских богов и стать владыкой мира. Зевсу удалось победить его, но ценой неимоверных усилий, о которых различные заслуживающие доверия источники сообщают по-разному. В конце концов монстр был сброшен в Тартар или, по другой версии, Зевс обрушил на него гору Этна, и теперь огнедышащий Тифон обеспечивает периодическое возобновление вулканической деятельности и, ворочаясь, землетрясения на Сицилии.
Есть не лишенное оснований предположение, что Гея породила Тифона специально для свержения правящей династии богов: это была её очередная и последняя попытка дворцового переворота. Позднее она перешла к более сложной комбинационной игре и интригами спровоцировала Троянскую войну. В каком-то смысле она преуспела: герои, дети и потомки олимпийских богов были перебиты, и героический век стремительно перешел в век железный, отношение к богам стало приобретать всё более формальный и регламентированный характер и в итоге завершилось победой христианства и смертью старых богов. Похоже, Гея не это имела в виду и несколько переборщила.
Конечно, гипотеза попахивает теорией заговора, поэтому от предположений перейдем к твердо установленным фактам: истории военных действий Тифона против богов.
Тифония
Первый по времени автор Гомер конфликт только упоминает:
Стоном стонала земля, как под гневом метателя молний,
Гомер, «Илиада», II, 781 — 783, пер. В. Вересаева
Зевса владыки в то время, как он вкруг Тифея бичует
Землю в Аримах, в которых, как думают, ложе Тифея.
Гора Арима находится в Киликии, там Тифон обитал вместе с подругой-монстром Ехидной. Так что краткий, но жестокий бой происходил по месту жительства возмутителя спокойствия. Однако, Гомер мог иметь в виду и другие варианты, а разных локализаций у Аримы было много, благо, гора мифическая. В основном, они на Анатолийском полуострове в районе Лидии или Мизии; римляне утверждают, что речь о острове недалеко от Кумов, и именно там погребён Тифон. Наконец, Ариму помещают и на неизведанные берега Океана… Тем не менее, поскольку многие авторы называют Тифона «киликийским», я придерживаюсь первого варианта.
Следующие авторы (Гесиод, Пиндар, Эсхил и Псевдо-Гигин) о течении битвы не сообщают ничего принципиально нового, поэтому я загоню их под кат.
Гесиод, Пиндар, Эсхил и Псевдо-Гигин
Следующий источник более поздний, но близкий по времени, Гесиод даёт чуть более развёрнутую картину сражения.
На ноги быстро вскочивши, ударил он громом с Олимпа,
Гесиод. «Теогония», 820—880
Страшные головы сразу спалил у чудовища злого.
И укротил его Зевс, полосуя ударами молний.
Тот ослабел и упал.
После поражения Тифона Загорелась Земля-великанша // От несказанной жары и, как олово, плавиться стала
и Пламя владыки того из лесистых забило расселин // Этны, скалистой горы
. После чего Пасмурно в Тартар широкий Кронид Тифоея забросил
.
Удивительным образом Зевс бьёт громом с Олимпа, а Тифон оказывается повержен на Сицилии. Объяснения этому не видно.
Пиндар (V в. до н.э.) единственный упоминает участие в битве Аполлона: Пал он от грома и от стрел золотых Аполлона Пиндар, «Алкмеон»
, а во-вторых, сообщает, что поверженный Тифон занимает огромное пространство под землёй, придавленный одновременно Сицилией и Кумами, расстояние между которыми 350 км:
Кумские скалы, омытые морем,
Пиндар, «I Пифийская ода»
И сицилийской земли пределы
Тяжко гнетут косматую грудь
У Эсхила (V в. до н.э.) в «Прометее прикованном» Прометей называет чудовищного Тифона своим духовным идеалом, ибо восстал отважно он на всех богов
.
Косноязыяный Лапидарный Псевдо-Гигин в «Мифах» пишет в разделе 152. «Тифон» донельзя кратко:
У Тартара и Тартары родился Тифон. Он был огромный величины и чудовищного вида, потому что на плечах у него росло сто драконьих голов. Он вызвал Юпитера сражаться за царскую власть. Юпитер поразил его в грудь пылающей молнией. Когда он горел, Юпитер бросил на него гору Этну, которая находится в Сицилиии которая, как говорят, поэтому до сих пор горит.
В этой цитате единственно интересное — «Тартара» вместо Геи (Терры): описался, очевидно.
Оригинален Аполлоний Родосский в «Аргонавтике»: хотя он пишет об арогонавтах, но сообщает, что
На вершине Кавказа, где скала Тифаона.
Там, говорят, Тифаон, пораженный перуном Кронида
Из-за того, что на Зевса простер свои мощные руки,
Жаркую кровь излил с головы, устремляясь паденьем
В горы и долы Нисейские, где Тифаон и поныне
Распростертый лежит под стоячей водой Сербониды.
Долы Нисейские и болота Сербониды находятся в Египте; вероятно, как считает французский филолог Франсис Виан, Аполлоний знал об этом, но соблазнился созвучием Кавказа и горы Касия (Нисы) (Καυκάσιου — Κασίου), хотя географически получилось довольно странно. Как у вышецитированного Гесиода. И да: у Аполлония Тифон так и покоится в болоте, а не под Этной.
В эпоху эллинизма информации о течении битвы между Тифоном и Зевсом становится значительно больше. Особенно постарался Аполлодор (или точнее Псевдо-Аполлодор). Длинную, но интересную цитату из «Мифологической библиотеки» Книга I, IV (3) я вынужден также поместить под кат.
Псевдо-Аполлодор
Когда Тифон находился еще далеко, Зевс стал метать в него свои перуны; когда же Тифон приблизился, Зевс ударил его кривым стальным мечом. Тифон бежал, и Зевс преследовал его до горы Касия, возвышающейся над Сирией. Увидев, что Тифон тяжело ранен, Зевс вступил с ним в рукопашную. Тифон охватил Зевса кольцами своего тела и, вырвав у него кривой меч, перерезал Зевсу сухожилия на руках и ногах. Подняв его на плечи, он перенес его затем через море в Киликию, и дойдя до Корикийской пещеры, запер его в ней. Там же он спрятал и сухожилия, завернув их в шкуру медведя, и поставил стеречь все это драконицу Дельфину: она была полузверем. Однако Гермес и Эгипан выкрали эти сухожилия и тайно вставили их Зевсу. Вернув себе прежнюю силу, Зевс внезапно ринулся с неба на колеснице, влекомой крылатыми конями, и, метая перуны, преследовал Тифона до горы, которая называется Ниса. Там Мойры ввели в обман преследуемого Тифона: они убедили его, что у него прибавится силы, если он отведает однодневных плодов. И вот, преследуемый далее, Тифон прибыл во Фракию и, сражаясь там в области Гемийского хребта, метал ввысь целые горы. Так как Зевс эти горы отражал своими перунами обратно, Тифон пролил вблизи этого хребта много крови и, как говорят, по этой причине хребет и был назван Гемийским. Когда Тифон кинулся бежать через Сицилийское море, Зевс набросил на него гору Этну в Сицилии (эта гора огромной величины), и из нее до настоящего времени, как говорят, из-за брошенных туда перунов вырываются языки пламени.
Сражение началось на небе, возможно, над Олимпом, но затем продолжалось в Сирии, переместилось к Киликию, развернулось в Египте, закончилось победой Зевса во Фракии (Гемийскоий хребет назван так из-за пролитой Тифоном крови), а погребен Тифон опять под Этной.
(По поводу «однодневных плодов», предложенных Тифону Мойрами якобы в качестве стимулирующего допинга, есть разные мнения: или плоды успели прокиснуть, и Тифон маялся животом, или это был забродивший виноград, и непривычный к спиртному Тифон захмелел, или это некое ядовитое растение под названием «однодневка»: дескать, завтра помрёшь.)
Аполлодор также первый упоминает теодромию: бегство богов в Египет: Боги, увидев, что он устремился к небу, кинулись бежать в Египет; преследуемые, они меняли свой облик и превращались в животных
Антонин Либерал в «Метаморфозах» приводит такой список превращений: Аполлон стал коршуном, Гермес — ибисом, Арес — рыбой лепидотом нильская крупночешуйчатая рыба, Артемида — кошкой, Дионис уподобился козлу, Геракл — олененку, Гефест — быку, Лето — землеройке
. У Либерала нет ни Афродиты, ни Пана, зато Овидий в «Фастах» описывает метаморфоз именно Афродиты и Эрота (Дионы и Купидона). Фрэзер замечает, что так греки рационализировали происхождение культа животных в Египте и зооморфизм тамошних богов.
Антонин Либерал также сообщает подробности последних минут жизни Тифона: монстр, зажжённый молнией Зевса, пытался скрыться в море и сбить пламя, но громовержец навалил на него сверху Этну и сторожем приставил на её вершине Гефеста. Тот же, установив на его затылке свои наковальни, куёт там раскаленное железо
, которое по контексту трактата — расплавленные мозги Тифона. Хотя, по Либералу, голов у несчастного много, но затылок упомянут в единственном числе. Вероятно, по исчерпанию мозгов в одной голове, Гефест перемещается к другой и далее по кругу, пока идут регенерационные процессы.
Изложения Диодора Сицилийского и фантазёра Нонна Панополитанского так отличаются от традиционного мифа, что я их опущу.
Катастеризмы
Тифон задействован в формировании двух созвездий — Рыбы (или Южная Рыба по другому варианту катастеризма) и Козерог. Вероятно это один миф, поскольку сюжет обеих сцен идентичен, отличаются только герои. В первом (Рыбы или Южная Рыба) Тифон набросился на Афродиту и Эрота (или Адониса или только одну Афродиту), сидевших на берегу реки, а во втором (Козерог) на Пана (если не на самого Зевса). В обоих вариантах атакованные бросаются в воду и превращаются в рыб.