αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Богини сирийских берегов

Южная рыба
Южная рыба
Sad Coffee, 2018

Греков и древних, и современных мы привычно помещаем на Балканский полуостров, там где нынешняя Греция. На самом деле, древние греки жили и, да, на Балканах, и в передней Азии на Анатолийском полуострове, ныне занимаемом Турцией, а именно, в ионийской, самой западной ее части, омываемой Ионийским морем. Даже в Леванте они жили, на территории Израиля, где назывались филистимлянами. Это были, впрочем, еще пеласги, доахейские племена, но потом пеласги с ахейцами смешались, частью ассимилировали, а частью не ассимилировали, а так себе и жили, не ассимилировав, например, в Ларисе и на Крите и не стеснялись.

То есть, понятно, что греки были очень неоднородны, жили в разных местах, общались и перемешивались с разной местной публикой. Вот, на востоке они нахватались местных божеств и мифов, которые так вошли в греческую культуру, что и не отличить и не отделить, паче сугубая ксенофобия завелась гораздо позже и в других местах, а греческий Зевс, наоборот, звался Ксениос, Гостеприимный. Так что религиозная терпимость была в ходу. Прилично было не хамить сразу и в морду, а сначала поговорить, вина выпить и обменяться подарками. А потом уже как пойдет. Так вот, некоторые исследователи считают, например, что «классические» Артемида и Аполлон — восточные божества, заимствованные, забрались в греческий пантеон по недосмотру надзирающих органов и суть пятая колонна, нежелательные элементы и иностранные агенты.

Тут, конечно, темна вода в облацех, кто куда проник, но что на востоке религии активно перемешивались вместе с населением, сомнению не подлежит, хотя теперь во всех хитросплетениях не разберешься. Даже если только одну какую-то узкую тему взять. Например, тему астральных мифов о лунных богинях. Поэтому я и не пытаюсь упорядочить сюжеты, а просто начну ab ovo, то есть, от яйца. Там, на сирийских берегах, произошел какой-то то ли испуг, то ли оскорбление, то ли еще что, но — к яйцу!

Яйцо это упало с Луны в реку Евфрат. Речные рыбы вытолкали яйцо на берег, а голуби высидели. Из яйца вылупилась местная сирийская богиня, или даже с большой буквы: Сирийская богиня. Она стала богиней луны, заведовала плодородием, и в частности, была богиней-подательницей плодотворной влаги. Ей поклонялись многие народности Передней Азии под разными именами, в частности, те самые филистимляне. Позже греки ассоциировали ее с Афродитой, хотя натуральная Афродита, хотя и родилась из вод, но из вод морских, а не речных. А наша Сирийская богиня попросила Зевса увековечить спасших её рыб в качестве созвездия, что и было им исполнено. В поздние эллинистические времена римляне стали отождествлять рыб-спасительниц с ихтеокентаврами Афросом и Битосом и считали, что созвездие Рыбы — два их хвоста. Это они запутались, конечно: Афродита и Сирийская богиня — одно лицо, а Афрос и Битос доставили по морю новорожденную Афродиту до острова Кипр; вот и случилась подмена извозчиков.

По другой версии яйцо упало в озеро у города Бамбика, по-сирийски Мабог, позже у греков - Иераполис. Или у города Руху, позже Эдесса: оба города рядом по разные стороны реки Евфрат. Или даже не яйцо, а сама богиня во взрослом виде свалилась в озеро по неозвученной причине. И её спасла большая рыба, Великая рыба. А дальше - богиня попросила, Зевс не отказал. Только теперь созвездие получилось не Рыбы, а Великая Рыба - по современному, Южная Рыба. А потомство Великой рыбы частично в двух экземплярах оказалось на небе в виде Рыб, а частично плавало в священных прудах Эдессы, посвященное Сирийской богине.

Сама лунно-водная Сирийская богиня, наплескавшись в водах, имела вид миксоморфный: на нижнюю половину — рыба, на верхнюю — дева, вместо кожи — чешуя. Значит, ее греки ассоциировали с Афродитой (хотя та, наоборот, красавица дивная и по страстности с рыбой не сходна), а местные племена считали формой Иштар, которую греки переиначили в Астарту. Поэтому в этой, рыбной форме, греки звали богиню Атаргатис. Впрочем, саму Иштар тоже звали Атаргатис. Я думаю, здесь не нужно пытаться разобраться до конца. Греки сами путались и даже думали, что созвездие Дева — это Атаргатис, хотя Атаргатис никакая не дева, о чем я дальше расскажу.

Некоторые античные исследователи проводили совершенно ошибочную этимологию имени Атаргатис: Ἀτάργατις < Adïr (великий) + Dag (рыба) - получалась "Великая Рыба". Я знаю много таких исследователей, в том числе лично, которые нанизывают похожие слова друг на друга и думают, что сделали великое открытие. Самый знаменитый случай этого психического заболевания: "этруски" = "эти русские". Однако, я отвлекся: такой этимологией греки наводили родственные связи Атаргатис с Дагоном, таким же ихтиантром-рыбочеловеком, но мужеского пола. Дагон так же был сирийским и семитским божеством сходных функций.


Серебряная монета Деметриса III с изображением Деркето
Ашкелон
Wikimedia

Еще нашу водную богиню звали Деркето. Дальше я буду называть ее "Деркето" — звучно, красиво и необычно: Деркето!

Итак, Деркето. Деркето как-то оскорбила Афродиту. Не помню, как именно, нужно у Овидия посмотреть. И та внушила ей страсть к некому смертному, сирийцу. Греческие богини к таким вещам очень спокойно относились. И к сирийцам спокойно, и чтоб со смертным. Я могу не переключаясь в Гугль, перечислить пять-шесть классических любовных сюжетов, а с Гуглем целую дюжину, но на востоке это было зазорно. Деркето родила от этого сирийца царицу Семирамиду, знаменитую в веках висячими садами, и немедленно со стыда бросилась в воды озера и превратилась в рыбу. Озеро — то самое, около Бамбики-Мабога-Иераполиса. Неизвестно, навсегда она в рыбу или только охладить пылающие щеки.

Вот интересно: с одной стороны, Деркето и Афродита — одно и то же божество, а с другой — такая взаимная озлобленность. Но и это не конец, хотя про Деркето, кажется, все, хотя имя и звучное. Но тема про "плюх!" продолжается.

Венера, являющаяся рыбакам
Венера, являющаяся рыбакам
Гюстав Моро, 1866

Вот, Афродита сидела у озера (около Бамбики-Мабога-Иераполиса, естественно, где же еще). И тут на нее из кустов совершил напрыг Тифон. Тифон — это такой чудовищный монстр хтонического свойства, что если его описывать, получится отдельный сюжет. Страшный, дикий, грозный и опасный ужос, губитель олимпийских богов. Афродита немедленно прыгнула в воды и превратилась рыбу. Ровно как Деркето, но не от стыда, а от страха. А потом, превратившись обратно, выйдя на берег и отплевавшись, эту рыбу поместила на небо в виде созвездия Великая Рыба.

Это было, как я упомянул, где-то на дальнем краю анатолийского полуострова, а Тифон тут же кинулся гоняться за олимпийскими богами по всей широкораскинувшейся Ойкумене, а те начали один за другим превращаться в разных животных по своему роду: кто в коня, кто в козла, кто в осла. Кто в кого. По-этому египтяне почитают богов в зооморфном виде и даже в полупревращенном. Почему, однако, только в Египте, я не очень понимаю: Тифон, вроде бы, везде зловонно дышал и богохульно ругался на ста языках. До тех пор, пока Зевс на Сицилии не завалил его горой Этной. Или в Сирии - горой Касий, потому что под Этной уже лежал гигант Энкелад, аналогичным образом заваленный Афиной во время гигантомахии.

С запада Ойкумены, с Сицилии возвратимся на восток к озеру близ Иераполиса, где скучает Афродита: повествование еще не закончено. Потому что, возможно, она не скучала в момент атаки Тифона, а предавалась любовным утехам со смертным Адонисом. Вот: Деркето так стыдилась неприличного, что в воду, а Афродита — ничего, не стеснялась. А тут — Тифон из кустов! Афродита — в воду! Адонис — в воду! и оба — в рыб. А рыб на небо, в виде созвездия Рыб, после прокашливания.

Потом, когда нравы истончились, мифологи заменили Адониса Эросом: дескать, мама с сыном сидели на берегу, разговаривали о божественном и ничего скоромного. Дальше Тифон-чемодан-вокзал-рыбы-созвездие.

Вот такие истории на сирийских берегах.