Звёздное небо в живописи страница в разработке
Винсент ван Гог
Ночная терраса кафе
Первая картина Ван Гога из миницикла «ночных пейзажей со звёздами».
На картине — терраса кафе в Арле, искусствоведы датируют её сентябрём 1888 года.
Попытку идентификации звёзд выполнил в 2019 году французский астроном Жан-Пьер Люмине (Jean-Pierre Luminet, занимается релятивистской астрофизикой, а также рисовальщик, гравёр, писатель и поэт). Он предполагает, что на картине изображено созвездие Водолей, как оно выглядело с этой точки между 9 и 14 сентября 1888 года около 22 часов.
Сомневаюсь, что когда в лицо — свет с освещенной террасы кафе, можно различить тусклые звёзды Водолея.
Звёздная ночь над Роной
Вид на набережную восточного берега Роны в Арле, предположительно, прямо напротив западного берега в двух минутах ходьбы от дома на площади Ламартен, который Ван Гог арендовал некоторое время. Эскиз картины содержится в письме, которое Ван Гог отправил своему другу Эжену Бошу 2 октября 1888 года. Картина выполнена в технике «алла прима», то есть за один сеанс, так что вероятно, создана близ этой даты.
Очевидно, изображён Ковш Большой Медведицы с окружающими звёздами. Хотя Ковш несколько искажён, сомнений в этом не может быть: автор пишет брату Тео
…небольшой эскиз на холсте — вкратце: звёздное небо, разрисованное ночью; и, разумеется, газовые рожки фонарей. … На аквамариновом поле неба Большая медведица сверкает зелёным и розовым, чья бледная скромность служит контрастом для грубого золотого фонарей.
А эскиз, посланный Эжену Бошу, комментирует так:
…наброски Роны, города, находящегося в газовом свете и отраженного в синей реке. Со звездным небом над головой, с Большой Медведицей — с розово-зеленой искоркой на кобальтово-голубом поле ночного неба, а свет города и его резкие отражения — из красного золота и зеленого с бронзовым оттенком.
Попытку датировки предпринял итальянский астроном Джанлука Маси (Gianluca Masi) (~2020 г.). По его расчётам указанное положение Ковш занимал между 20 и 30 сентября 1888 г. в 22:30. Астроном объясняет деформацию фигуры созвездия тем, что между прорисовкой первых и последних звёзд Ковша прошло примерно 40 минут, звёзды сдвинулись, а художник этого-де и не заметил. Довольно наивное объяснение.
Однако упомянутый выше французский астроном Жан-Пьер Люмине сомневается в возможности наблюдать Ковш в направлении, отображенном на картине. Основываясь на исследовании 2012 года фотографа Раймонда Мартинеса, он определяет направление центра картины на юго-запад (то есть Большая Медведица должна быть за правым плечом художника). Астроном предполагает, что Ван Гог намеренно совместил пейзаж и звёздное небо из эстетических соображений.
Звёздная ночь
Последняя картина из миницикла «ночных пейзажей со звёздами» и одна из самых известных работ Ван Гога. Представляет вид из восточного окна спальни Ван Гога в Сен-Реми-де-Прованс.
Ван Гог писал брату Тео: Сегодня утром смотрел на местность из окна задолго до восхода солнца, с единственной утренней звездой, казавшейся очень большой
. Во время создания работы Венера была видна на пределе своей яркости и, по-видимому, именно она изображена самой крупной «звездой» на картине, также самой низкой над горизонтом, справа от кипариса.
Фаза луны не соответствует действительной фазе на момент написания картины, она была близка к третьей четверти или немногим ранее (честно говоря, такого вида у луны вообще не может быть, это художественная вольность). Американский искусствовед и историк искусства Элберт Боайм (Albert Boime, 1984) считает, что изначально Ван Гог намеревался изобразить растущую выпуклую Луну, но потом вернулся к традиционному месяцу, ореол вокруг которого остался от первоначальной версии. Это противоречит эскизу, посланному Тео, где такая же луна и такой же ореол.
Кроме того искусствовед полагает, что звёзды на картине соответствуют созвездию Овен.
Небесные «вихри» тот же исследователь считает восходящими к спиральным галактикам или даже к кометам с иллюстраций популяризатора астрономии Фламмариона. Гарвардский астроном Чарльз Уитни (Charles A. Whitney) вспоминает зарисовку галактики Водоворот в Гончих Псах, сделанную Уильямом Парсонсом в 1845 году (почти полвека прошло!). Я считаю эти попытки крайне неубедительными.
Астрономическая датировка ночного пейзажа — 23 мая 1889 г., хотя уже известный нам Ж.-П. Люмине указывает на два дня позже: 25 мая 1889 года, 4:40.
Дорога с кипарисом и звездой
Картина Ван Гога, известная также как «Просёлочная дорога в Провансе ночью», написана в мае 1890 года. Последняя работа художника, законченная им в Сен-Реми-де-Прованс.
В 1988 году астроном и forensic astronomer (судебный астроном?!.) Техасского университета Дональд Ольсон (Donald Olson), известный по прозвищу «Небесный сыщик» предположил, что вид ночного неба может отражать соединение Меркурия с Венерой 20 апреля 1890 года. Соединение, впрочем, довольно широкое: планеты находились тогда на угловом расстоянии 3° друг от друга и 4° от Луны, и цитируя Википедию, имели совместную яркость, сопоставимую с Сириусом
. Это мнение поддержал историк-искусствовед Элберт Боайм (он нам встречался) в работе 2008.
Хочется съязвить и даже два раза: тоже мне достижение, «яркость сопоставимая с Сириусом»: Венера и сама по себе кратно ярче Сириуса (раз), и (два) как можно оценивать «совместную яркость» объектов, разнесённых друг от друга на 6 дисков луны?
Я, впрочем, не сомневаюсь, что такая конфигурация — Меркурий / Венера / луна — имела место весной 1890 года. Но тогда 1) это должно быть раннее утро перед рассветом, 2) соответственно, серп луны повёрнут в другую сторону, и 3) что же это за движуха на дороге в четыре часа утра?
Резюме: художественная достоверность картины Ван Гога довлеет над достоверностью астрономической.
Это стоит помнить и в других случаях.
Белый дом ночью
Картина написана 16 июня 1890 года в городке Овер-сюр-Уаз.
По предположению знакомого нам Дональда Ольсона и его коллеги Рассела Дёшера (Russell Doescher), астрономов из Университета штата Техас, объект в небе над белым домом — планета Венера, бывшая в эти дни доминирующей по яркости на вечернем небе. Расчёты астрономов (и фактическое сопоставление: Ольсон со студентами специально ездил на место событий; работа, вероятно, ~2000 — 2001) показали, что это положение планеты соответствовало примерно 20 часам.
При этом тени от фигур свидетельствуют, что солнце еще не зашло и довольно высоко над горизонтом; в таких условиях Венера вряд ли вообще видна (а что же делать с названием картины?). Таким образом, и в этом случае художник совместил на картине два сюжета, на этот раз, в отличие от «Звёздной ночи над Роной», совместил по времени.
Портрет Эжена Боша
Портрет упоминавшегося друга Ван Гога Эжена Боша. Картина написана в тот же период, что и цикл «ночных пейзажей со звёздами», и здесь тот же интерес к звёздному небу. Конечно, звёзды остаются здесь чисто декоративным элементом и не идентифицируются. По-этому, казалось бы, портрет можно и «не вставлять в книжку», но он показывает неслучайность мотива звёзд в творчестве художника.
Николай Рерих
Звёзды не идентифицируются.
Свен Джонсон
Свен Джонсон (Sven Jonson, 1902 — 1981) — шведский живописец, сюрреалист.
Среди огромного количества картин художника на интернет-площадках можно найти много работ со звёздами, впрочем, очень близких по исполнительской манере. Особенно привлекает художника Орион, а так же Ковш Большой Медведицы, который он часто изображает деформированным и даже зеркально отраженным. Другие звёздные сюжеты не идентифицируются.