Намаз астрономический расчёт времени
В исламе намаз — вообще молитва, но здесь речь пойдёт об обязательной пятикратной молитве в течение суток. Пятикратный намаз — второй из пяти «столпов ислама», и правильное выполнение намаза, в частности, соблюдение времени молитв, чрезвычайно важно.
Я плохо знаю ислам и его догматику, поэтому могу оказаться неточным в религиозных терминах и положениях. Здесь речь пойдет только об астрономической составляющей намаза.
Намазы ежесуточного цикла:
- фаджр (рассвет), или субх — предрассветная (утренняя) молитва,
- зухр (полдень) — полуденная молитва,
- аср — послеполуденная молитва,
- магриб — вечерняя молитва,
- иша — ночная молитва.
Время начала каждого намаза определяется астрономическими событиями, первоначально описанными, естественно, не строго, а бытовым языком:
Намаз | начало | окончание | желательное время окончания |
---|---|---|---|
Фаджр | рассвет | восход солнца | сумерки |
Зухр | полдень | до начала асра | летом позже, зимой — раньше |
Аср | по длине тени подробнее далее | до касания солнцем горизонта | удвоенная тень подробнее далее или «потемнение солнца» |
Магриб | заход солнца | до темноты | до сумерек |
Иша | наступление темноты | до рассвета | до полночи |
Во времена пророка Мухаммеда на Аравийском полуострове на плоских пустынных пространствах с открытым горизонтом определять начало намазов было легко прямым наблюдением: рассвета и начала ночи, восхода и захода солнца, длины тени от копья, воткнутого в песок. (С того времени установлен призыв на молитву — азан, и направление на Мекку во время совершения намаза — кибла.) Но со стремительным распространением ислама и, в частности, на территории, расположенные севернее, возникла необходимость астрономического определения времени намазов и расчета киблы. Собственно, это во многом предопределило быстрое развитие мусульманской астрономии и математики практически сразу после основания ислама.
Время намаза
Под началом и концом намаза подразумевается время, когда молитва «действенна»: естественно, сам намаза короткий, но он должен состояться в указанный промежуток времени. При этом не рекомендуется оттягивать начало намаза: услышал звон азан — и вперед! С другой стороны, намаз, начатый раньше положенного времени, считается недействительным. Поэтому точное определение времени начала намаза крайне важно.
Источник: wiki
Фаджр
Фаджр начинается с первыми лучами рассвета сразу после появления тонкой горизонтальной белой полосы на восточном горизонте
(«белый шафак»). Более строгие адепты утверждают, что нужно ждать не «полосу», а «первую светлую точку» на горизонте. Сам Мухаммед предостерегал путать «истинный» и «ложный» рассвет: истинный растекается горизонтально, а ложный поднимается вертикальным столбом (Пусть предрассветный свет не обманет вас, рассвет бывает на горизонте Тирмизи
). Судя по описанию, под «ложным рассветом» Пророком понималось утреннее появление над восточным горизонтом зодиакального света, который в условиях Аравийского полуострова, действительно, хорошо виден перед рассветом.
Народным способом определить время хаджра считают возможность отличить белую нить от черной
. Я сильно сомневаюсь в практическом смысле подобного способа, но и мусульманские авторитеты говорят, что в этой формуле имеется в виду не реальные нитки, а отличие «чёрной нити ночи» и «белой нити дня». Возможно, именно от этого толкования идет странная формулировка про «белую полосу на восточном горизонте», которую вряд ли кто встречал.
Единственным надежным способом определить время фаджра является расчет положения солнца под горизонтом; подобным расчетом пользуются все религиозные школы, хотя и с некоторыми поправками. В большинстве практик фиксируется глубина солнца под горизонтом 18° (особые мнения будут описаны ниже). Это точно совпадает с началом утренних астрономических сумерек.
Окончание времени фаджра — появление над горизонтом верхнего края солнца, собственно, астрономический восход (и на этот счет нет никаких других мнений).
Строго запрещена молитва во время, когда диск солнца пересекает горизонт как при восходе, так и при заходе, а также пока солнце «в середине неба», то есть его диск пересекает полуденный меридиан.
Во избежание нарушения этого запрета, да и вообще следуя рекомендации не затягивать с молитвой, рекомендуется совершать фаджр «до отступления темноты», вероятно, до наступления гражданских сумерек и так, чтобы в случае ошибки, намаз можно было бы успеть повторить. Продолжительность времени фаджра в низких аравийских широтах от начала рассвета до восхода солнца — примерно полтора часа.
Зухр
Зухр, полуденный намаз, начинается с полудня, с момента уменьшения тени
. Оговорка про тень трактуется так, что солнце во время молитвы не должно пересекать полуденный меридиан, то есть с момента истинного полдня должна пройти примерно минута. По климатическим условиям Аравии для этого намаза было сделано исключение: в жаркие дни предпочтительно откладывание полуденного намаза, поскольку сильная жара происходит от распространения дыхания ада
.
Время зухра продолжается до начала следующего намаза аср или даже до вечерней молитвы, если это необходимо, и в этом случае две молитвы захр и аср могут совмещаться. А вот время начала аср имеет разночтения.
Аср
Аср, послеполуденная или предвечерняя молитва, начинается, когда длина тени предмета (по-умному, гномона) становится равна его, предмета, высоте. Очень просто: положил копье на песок, отмерил, поднял, опирая на наконечник, и воткнул в грунт — вот тебе и мерило. Возможно, это и имелось в виду первоначально, но сразу выяснилось, что даже в низких широтах Аравии зимой солнце не поднимается до 45° над горизонтом, то есть тень всегда длиннее предмета, и условие асра не выполняется.
Поэтому было сделано уточнение к простому правилу. Пусть самая короткая полуденная тень называется «остаточной тенью»; тогда аср начинается, когда тень предмета равна высоте предмета плюс длина «остаточной тени». Эта формулировка лишает метод изящества, но иначе он не работает.
Кроме того, в одной из каноничных школ в исламе, ханафитском мазхабе, принята иная формулировка: аср начинается, когда тень предмета равна удвоенной высоте предмета плюс длина «остаточной тени». Возможно, мнение Абу Хурайра, сподвижника Пророка Мухаммела, тут повлияло: Слушай! … читай ‘аср намаз, когда твоя тень в два раза больше твоего роста
.
Формально аср заканчивается с касанием диска солнца горизонта (по некоторым источникам — с полным заходом солнца), но затягивать до этого момента крайне нежелательно. Некоторые учителя считают необходимым закончить намаз до «удвоения тени» (то самый момент, который ханафитским мазхабом считается только началом асра), другие — до «потемнения» солнца и окрашивания его в оранжевый или желтый цвет. Это примерно соответствует наступлению «золотого часа» в европейской культурной традиции и 6° высоты солнца над горизонтом. Пророк Мухаммед предостерегал: Это намаз лицемера, который сидит и ждёт, когда солнце становится жёлтым и близко к заходу, тогда он встаёт и быстро четыре раза клюёт.
Магриб
Начало вечернего намаза магриб — с заходом солнца, ясно и понятно. Впрочем, «по мнению шиитoв», молитвy не cлeдyeт (хотя допускается) выпoлнять дo иcчeзновения красноты неба на востоке.
Окончание магриба — с окончанием сумерек. Есть комментарии: с окончанием вечерней красноты неба, когда еще виден остаточный белый фон («белый шафак»). Вероятно поэтому в расчетах глубина солнца под горизонтам обычно берется меньше, чем в случае утреннего намаза фаджра. Но ненамного, обычно 17°.
Магриб имеет самую короткую продолжительность, потому что вечерний закат в низких широтах быстрый (впрочем, как и рассвет). Не рекомендуется затягивать начала магриба, а Пророк Мухаммад даже рекомендовал «не оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд», то есть заканчивать её до наступления навигационных сумерек (солнце 12° под горизонтом).
Иша
Начало ночного намаза иша — после наступления полной тьмы, после окончания времени магриба. Есть тонкость: канонически магриб заканчивается, когда еще виден остаточный белый фон на западном горизонте, то есть еще до полной тьмы. Поэтому иша должен начинаться с некоторым отставанием.
Заканчивается иша с началом рассвета, то есть с началом фаджра, но рекомендуется выполнять намаз в первой половине ночи, до полуночи, а некоторые школы этого прямо требуют. Полночь рассчитывается как половина времени от заката до восхода.
Особенности расчета
Есть некоторые особенности расчёта времени намазов, которые нужно иметь ввиду, ежели, иншалла, понадобится вычислять их самому.
Высота локации
Время восхода, захода солнца и сумерек зависит от высоты места наблюдения над уровнем видимого горизонта, что важно в гористой местности. По-хорошему, это должно учитываться при определении времени намаза.
Сумерки
Два намаза — утренний, фаджр и вечерний, магриб (в меньшей степени ночной, иша) — связаны с сумерками: началом утренних и концом вечерних соответственно.
В астрономии существует три вида сумерек:
- собственно астрономические, когда центр диска солнца находится под горизонтом в диапазоне [18°, 12°),
- навигационные, угол [12°, 6°) и
- гражданские, угол ≤ 6° и до момента появления над горизонтом верхнего края диска.
Во время астрономических сумерек астрономам еще рано наблюдать, во время навигационных сумерек еще можно проводить навигационные измерения, во время гражданских сумерек можно на улице работать без искусственного освещения.
Ни один из них не соответствует тому, что понимается при расчётах намаза (хотя астрономические сумерки ближе всего). Посему правоверные авторы говорят о полезности введения "мусульманских сумерек"; это было бы, может быть, и здорово, но и между собой они не могут прийти к согласию, что видно из таблицы.
В мусульманских описаниях иногда используется понятие «сумеречный» угол, величина угла положения солнца под горизонтом в момент наступления утренних / конца вечерних сумерек. В астрономии такой термин не применяется, но он вполне себе удобный. Так вот, утренний и вечерний сумеречные углы отличаются, поскольку определения соответствующих намазов немного разнятся. Кроме того, в разных школах эти углы разные и иногда существенно разные.
Конвенция | «Cумеречный» угол | Регионы | |
---|---|---|---|
утренний (фаджр) | вечерний (иша) | ||
Всемирная исламская лига (MWL) | 18° | 17° | Европа, Дальний Восток, некоторые части США |
Духовное управление мусульман РФ | 16° | 15° | Российская Федерация |
ДУМ Республики Татарстан | 18° в лeтний пepиoд вpeмeнeм нacтyплeния фaджp cчитaeтcя вpeмя зa 2 чaca дo вocxoдa coлнцa | 15° в лeтний пepиoд вpeмeнeм нacтyплeния ишa считается время чepeз пoлтopa чaca пocлe зaxoдa coлнцa | Республика Татарстан (РФ) |
Исламское общество Северной Америки (ISNA) | 15° | 15° | Северная Америка (США и Канада) |
Университет Умм аль-Кура (Мекка) | 18.5° | 90 мин. после Магриба во время месяца Рамадан — 120 минут | Аравийский полуостров |
Управление по делам религий, Анкара | 18° | 17° | Турция |
Египетское управление по исследованиям (ESA) | 19.5° | 17.5° | Африка, Сирия, Ливан, Малайзия |
Министерство по делам религий Алжира | 18° | 17° | Алжир |
Министерство по делам религий Туниса | 18° | 18° | Тунис |
Университет исламских наук (Карачи) | 18° | 18° | Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Индия |
Департамент исламского развития Малайзии | 20° | 18° | Малайзия |
Министерство по делам религий Индонезии | 20° | 18° | Малайзия |
Исламский религиозный совет Сингапура | 20° | 18° | Сингапур |
Союз исламских организаций Франции | 12° | 12° | Франция |
Джафаритский мазхаб (двунадесятники) | 16° | 14° | Шиитские общины |
Институт геофизики, Тегеран | 17.7° | 14° | Иран |
Источник: namaz.today
Кроме того, в астрономии положение солнца после восхода учитывает рефракцию, которая «приподнимает» светило примерно на полградуса. При расчете сумерек, пока солнце под горизонтом, рефракция не учитывается, и считается истинное положение солнца. У меня есть основание полагать, что по крайней мере некоторые исламские традиции учитывают рефракцию под горизонтом. Наконец, в астрономии считается положение центра солнечного диска, а в исламских описаниях — по крайней мере в некоторых обнаруженных мной случаях — имеется ввиду верхний край солнечного диска.
Таким образом, приведенная мной таблица имеет ознакомительный характер, а конкретный алгоритм расчетов в каждом случае остаётся скрытым.
Высокие широты
Поскольку время намаза зависит от видимого положения солнца на небе, в высоких географических широтах возникают сложности принципиального характера.
В полярных широтах солнце летом может вообще не садиться, а зимой не подниматься над горизонтом. Это экзотический случай, предусмотренный толкователями, но даже в средних широтах с ночным намазом (а также вечерним и утренним), который канонически должен происходить в течение полной тьмы, возникают сложности. Летом полная тьма летом вообще не наступает, а вечерние сумерки переходят в утренние. Так в Москве глубина солнца под горизонтом («сумеречный угол») во время летнего солнцестояния всего 11°.
Существует несколько способов выхода из ситуации.
Самый простой — установить уменьшенный «сумеречный угол»; похоже, именно так поступает Союз исламских организаций Франции. Но есть и более тонкие способы.
Метод середины ночи
В «аномальный» период время oт зaĸaтa дo вocxoдa coлнцa дeлитcя нa двe равные пoлoвины; пepвaя cчитaeтcя «нoчнoй», a втopaя — «днeвнoй». Ночной намаз иша приходится в «ночную» половину (магриб должен состояться до него), а фаджр — на «дневную».
Метод одной седьмой ночи
Время oт зaĸaтa дo вocxoдa дeлитcя нa семь частей: по окончании первой части заканчивается время магриба и начинается иша, на начале последней части начинается фаджр.
Угловой метод
Насколько можно судить по описанию метода, он похож на предыдущий метод «одной седьмой», но промежуток времени между заходом и восходом делится не на семь частей, а на отношение («сумеречный угол» / 60°). Например, если стандартный сумеречный угол 15°, то время от заката до восхода делится на четыре части и по окончании первой четверти заканчивается время магриба и начинается иша, на начале последней начинается фаджр.
Временной метод
В этом методе в течение «аномального» летнего периода начало иша и фаджра определяется исходя не из сумеречного угла, а просто по времени после захода и восхода соответственно. Так, в Татарстане вpeмeнeм нacтyплeния фaджp cчитaeтcя вpeмя зa 2 чaca дo вocxoдa coлнцa, а вpeменем ишa — чepeз пoлтopa чaca пocлe зaxoдa coлнцa.
Пользуйтесь официальными расписаниями намазов своих мусульманских общин!