Орёл: Мифология
Зевс и его окружение
Орел, очевидно, символизирует Зевса. Или просто как его непременный атрибут, или в одном из связанных сюжетов.
Орёл, атрибутивная птица Зевса, сопровождал верховного бога, хранил его скипетр и носил перуны, восседал рядом с троном в торжественных случаях, а в не торжественных выполнял поручения разной степени деликатности, от интимных до карательных. Так, Зевс, похитил прекрасного юношу Ганимеда (созвездие Водолей), превратившись в орла, чтобы сделать того виночерпием на Олимпе. Скорее же это сделал орел, посланник Зевса. Вообще-то, в этого орла был превращен царь Аттики Перифант, но было в самые давние времена, еще до Кекропа.
Или, говорят, настиг в виде орла и овладел превратившуюся в Лебедя Немесиду (детали событий в разделе Любовные похождения Зевса).
Может быть, это тот посланный Зевсом орел Эфон, порождение Тифона Эхидны, что ежедневно выклевывал печень Прометея, но я не верю в этот жестокий вариант!
Орел Зевса не всегда бывает столь жесток. Вот история, где птица, а точнее сам Зевс, была вполне благодушна. Однажды Гермес (называется также имя Анаплад, но я не нашел ни каких альтернативных ссылок на такого героя), уязвленный прелестями Афродиты, воспылал к ней страстью. Не находя возможности утолить желание, резвый бог совсем пал духом и пребывал в полном унынии в египетской Амитаонии. (Комментаторы Гигина, сообщающего эту историю, уверяют, что в Египте нет никакой Амитаонии, и помещают ее на Пелопоннес близ Пилоса, где жил некий Амитаон.) Гермес так маялся, что не желал выполнять свои функции посланника Зевса (что еще ничего) и проводника душ в Аид (что уже нарушало демографическое равновесие молодого человечества). Зевс мог бы разгневаться, но снизошел к понятным ему желаниям Гермеса и, когда Афродита купалась в водах Ахелоя, послал орла, который похитил сандалию богини и принес ее Гермесу. Афродита пошла на поиски — а попала на ложе. Гермес же отблагодарил птицу, поместив его на небо.
Впрочем, весьма похожую историю рассказывают Страбон и Геродот про гетеру Родопис — но поскольку в ней никто в звезды не превращается, я ее рассказывать не буду, а отошлю интересующихся к первоисточникам.
По кудрявым виршам Нонна Панополитанского, можно заключить, что небесный Орел символизирует хитрость Зевса, в облике этой хищной птицы похитившего наяду Эгину и перенесшего ее на остров Энону, подальше от отца, речного бога Асопа. Зачем? Натурально, что бы овладеть.
Эгина родила Эака, Энона была переименована в Эгину, Асоп был поражен перуном, чтоб не мешал, а орел оказался на небе.
Орел мог быть помещен на небо за благое предзнаменование, которой он послал Зевсу, отправлявшемуся с острова Наксос титаномахию [?]. А с другой стороны, в благодарность за то, что подносил Зевсу перуны во время гигантомахии.
Другие версии
В орла был превращен царь острова Кос, Мероп, тосковавшей по заживо унесенной в Аид супруге нимфе Ефимии так, что растрогал сердце Геры, поместившей его в виде созвездия на небо. Говорят, что был еще "некий эфиопский царь вроде Кефея", тоже превращенный в орла и взятый на небо, но не известно при каких обстоятельствах.
Наконец, есть версия, что Орел, Лебедь и Лира-Коршун — это стимфалийские птицы третьего подвига Геракла, хотя мне лично это кажется просто фантазированием на заданную тему.
«Катастеризмы» Эратосфена
Это тот Орел, который принес Ганимеда на небеса к Зевсу, чтобы был у него виночерпий.
Однако среди созвездий Орел помещен и за то, что еще прежде, когда боги разделяли между собой пернатых, он достался Зевсу. Единственный из всех зверей, он движется в полете навстречу солнечным лучам, не снижаясь, и среди всех держит первенство. Изображают его с распростертыми крыльями, как бы парящим. Эратосфен и Аглаосфен в «Истории Наксоса» рассказывают о нем так. Зевсу на Крите, где он родился, грозила опасность преследований, и он был тайно вывезен и доставлен на остров Наксос. Повзрослев, он обрел царскую власть над богами; а когда с Наксоса он устремлялся в поход против Титанов, он заметил сопровождавшего его орла и, угадав в нем благое предзнаменование, посвятил его себе и причислил к созвездиям. Так Орел удостоился небесных почестей.
«Астрономия» Гигина
ОРЕЛ
. 16.1. Говорят, что это — та птица, что похитила Ганимеда и принесла его к охваченному страстью Юпитеру. Считают также, что Юпитер первый выбрал его себе из птичьего рода. Только орел, согласно распространенной молве, способен лететь навстречу лучам восходящего Солнца. Поэтому взору представляется, что он летит над Водолеем, который, как считают многие, и есть Ганимед. Некоторые также рассказывают, что был некий Мероп, который царствовал на острове Кос, и который остров Кос назвал именем дочери, а тамошних жителей — меропами, по своему имени. Супругой его была некая Ефимия, из рода нимф. Она отказалась почитать Диану, и та стала пронзать ее стрелами. Наконец, Прозерпина живой унесла ее в царство мертвых. Неутешно горюя по жене, Мероп хотел лишить себя жизни, но Юнона сжалилась над ним, превратила его в орла и поместила среди созвездий, дабы он, лишенный человеческого облика, не томился более от тоски, вспоминая супругу.16.2. Аглаосфен же, сочинитель «Истории Наксоса», рассказывает, что Юпитер был тайно унесен с Крита, доставлен на Наксос и там воспитан. Когда он возмужал и вознамерился сражаться с Титанами, он совершил жертвоприношение, и орел послужил ему счастливым предзнаменованием. Он запомнил эту примету и поместил орла среди созвездий. Некоторые также говорят, что Меркурий, — другие называют его Анаплад, — уязвленный красотой Венеры, воспылал к ней страстью. Не будучи в состоянии утолить свое желание, он пал духом от нанесенного ему оскорбления. Юпитер сжалился над ним и, когда Венера купалась в реке Ахелой, послал орла, чтобы тот отнес ее сандалию в египетскую Амитаонию и вручил Меркурию. Венера отправилась на ее поиски и пришла к Меркурию. Утолив свою страсть, он отблагодарил орла, поместив его среди созвездий.