Ворон: Мифология
Коронида
Иногда это созвездие понимается скорее не как Ворон, а как Ворона: с ним ассоциируют нимфу Корониду, которую, преследуемую Посейдоном с недвусмысленными намерениями, «спасла» Афина, превратив в ворону. Этимологическая подоплека мифа очевидна.
Ворон и Аполлон
Мне больше нравится другая, более популярная история. Однажды Аполлон послал свою вещую птицу ворона за водой для жертвоприношения. Ворон по дороге увидел смоковницу и уселся ждать, пока созреют смоквы. Вину за опоздание он свалил на змею, якобы не пускавшую его к воде.
Ворон, Чаша и Гидра (водяная змея) расположены на небе, причем Ворон и Чаша просто-таки на спине у Гидры.
Кстати, может быть, что в наказание именно за этот проступок ворон из белого стал черным. (Между прочим, не знаю как вОроны, а белые ворОны действительно бывают. Я однажды видел сам. Нужно признать, её и впрямь черные сородичи гоняли…) Аристотель в сочинении "О животных" утверждает, что вороны способны терпеть жажду в течении длительного времени. Тоже после этого события. Первый ватиканский мифограф говорит даже такое: Аполлон наказал ворона, лишив его возможности пить до тех дней, пока созреют смоквы — у птицы открывается щель в горле под клювом, через которую вода вытекает. Орнитологам, вероятна, окажется полезна эта информация, но Первый ватиканский мифограф тот еще специалист, и я бы ему верить на слово не стал.
И еще считают, что три созвездия, Ворон, Чаша и Гидра, не опускаются до воды (то есть до горизонта), в месяцы, когда зреют смоквы. Нужно проверить!
Проверено!
"Не касаются воды" - то есть, не заходят за горизонт в течение ночи.
Ворон — южное созвездие. В период античности он был чуть по-севернее из-за прецессии, но все равно где-то -10 градусов (Гидра еще южнее). Хоть дело было в Греции, все равно эта группа созвездий поднималась на небе не так уж, чтоб к самому зениту. Ну, то есть, полная суточная видимость была около 10 часов. (И то, это если брать небольшого Ворона. А если взять длинную и горизонтально расположенную. Гидру, то от момента отрыва хвоста от горизонта, до момента захода головы, то есть когда созвездие «не касается воды» всего 6 часов. Это намного короче продолжительности ночи!)
Мы видим, что мифологическая версия трещит по швам.
Проверим, совпадает ли самое подходящее время наблюдения трех наших созвездий со спелостью смокв. Это «подходящее» время — начало апреля. А когда снимают смоквы?
Выяснилось, что смоквы распространены в различных частях ойкумены и время зрелости сильно отличается. Созревают они долго: завязь появляется еще до появления листьев, а период созревания 10-11 месяцев и они долго висят на дереве, постепенно высыхая, но оставаясь вкусными. Момент созревания сильно варьирует по видам урожая и локации.
Про Палестину пишут: ранние смоквы - в конце июня (Кротов дает точную дату 1 июня), летние смоквы - в августе, зимние смоквы - в конце осени. Нам все это не подходит совсем, но и место другое.
Северная Африка / Ближний Восток — декабрь-январь: мимо, но и это далеко от Греции.
А вот в Греции, а также в Турции, то есть в Ионии, откуда родом Аполлон, весенние смоквы созревают как раз апрелю: то, что нам нужно! Значит, с известными оговорками можно принять мифологическую версию. Правда, вместо формулировки «созвездия не касаются воды, пока смоквы зрелые», я бы сформулировал «лучше всего видны».
Ночное небо в Греции 15 апреля в полночь
Однако ж, говорят, что ворон был наказан Аполлоном не за смоквы, а за черную весть о неверности смертной Корониды (и здесь обращаю внимание на этимологические параллели). Верна ли была весть, ложна ли, соблазнил ли ее Исхий или это клевета и наветы? есть разные мнения, но Коронида была убита вспыльчивым любовником, а ворон почернел и был отправлен в ссылку на небо.
Манилий упоминает миф о чудовищном Тифоне, напавшем на олимпийских богов. Те в ужасе стали превращаться в различных животных, чтобы спастись бегством. Аполлон превратился в ворона, за что тот в последствии, когда опасность прошла, был увековечен на небе.
Вообще-то, ворон - атрибутивная птица самых разных богов: помимо упомянутого Аполлона - еще и Зевса, Афины, Асклепия (кстати, сына Аполлона и Корониды)… Но я не видел указаний, что они имеют отношение к небесному Ворону. Впрочем, созвездие называли аллегорически Птицей сатира.
«Катастеризмы» Эратосфена
Это общее созвездие возникло благодаря известному деянию. Ворон почитается как птица Аполлона, поскольку каждому из богов посвящен кто-либо из пернатых. Когда боги однажды совершали жертвоприношения, его послали принести из некоего источника воды дли возлияния. Увидев близ источника смоковницу, на которой росли фиги, он остался ждать, пока они созреют. Когда прошло довольно уже дней, и фиги созрели, ворон наелся ими, и тогда, осознав свой проступок, схватил обитавшую в источнике водяную змею и принес ее в чаше, предназначавшейся для воды, оправдываясь при этом, будто змея каждый день выпивала из источника всю воду. Однако Аполлон понял, что произошло на самом деле, и в назидание людям наказал ворона, сделав его способным, как сообщает Аристотель в сочинении «О животных», терпеть жажду в течении длительного времени.
А чтобы дать наглядное напоминание о последствиях прегрешения против богов, Аполлон поместил изображение Ворона со Змеей и Чашей среди звезд, где он не может ни подойти к воде, ни выпить ее.
«Астрономия» Гигина
ГИДРА
. 40.1. Считают, что на ней сидит Ворон и стоит Чаша. Вот как объясняет это дошедшее до нас предание: Аполлон, покровитель ворона, совершая жертвоприношение, послал его к источнику за чистой водой. Увидя много смоковниц, на которых созревали фиги, ворон уселся на одно из этих деревьев и стал ждать, пока созреют плоды. Через несколько дней фиги созрели, и ворон вдоволь наелся ими. Аполлон, дожидавшийся ворона, увидел, что тот стремительно летит с полной чашей воды. Говорят, что за этот его проступок, ведь из-за долгой отлучки ворона Аполлон вынужден был воспользоваться другой водой, он назначил ему такое посрамление: ворон не может утолить жажду в продолжение того времени, пока созревают фиги, ибо в те дни у него прободается глотка. Поэтому, желая указать на то, что ворон страдает от жажды, Аполлон поместил среди созвездий чашу и приставил к ней гидру, которая не допускает до чаши страдающего от жажды ворона. Он представляется взору так, словно бьет клювом конец ее хвоста, стремясь подойти к чаше.40.2. Истр же и многие другие говорят, что Коронида была дочерью Флегия. От Аполлона она родила Эскулапия, но спустя время ее соблазнил Исхий, сын Элата. Это видел ворон и донес о том Аполлону. За тягостную весть Аполлон вычернил его бывшие прежде белыми перья, Исхия же пронзил стрелами.
40.3. О Чаше Филарх рассказывает такое предание: на Херсонесе, что соседствует с Троей, где, как многие говорят, воздвигнуто надгробие Протесилая, есть город, называемый Элеунт. Когда там царствовал некий Демофонт, ту землю охватило неожиданное бедствие, и удивительная смертность распространилась среди жителей. Демофонт, опечаленный таким состоянием дел, послал, рассказывают, вопросить оракул Аполлона о том, как избавиться от бедствия. Пифия ответила, что следует ежегодно приносить в жертву богам Пенатам одну деву знатного рода. Демофонт убивал дочерей всех прочих граждан, на кого падал жребий, исключая при этом из жеребьевки своих, и так продолжалось до тех пор, пока один гражданин весьма знатного рода не ожесточился душой на Демофонта. Он сказал, что отказывается решать судьбу своей дочери жребием, если туда не будут включены царские дочери. Этим он возбудил царский гнев, и царь предал смерти его дочь, не бросая жребий. Мастусий, — так звали отца той девы, — в ту же минуту притворился, что он, ревнитель отечества, не ропщет на случившееся, ведь его дочь могла погибнуть через какое-то время по жребию. Спустя несколько дней он заставил царя забыть об их ссоре. И вот, когда отец несчастной девы сделался едва ли не самым близким наперсником царя, он объявил, что хочет торжественно совершить ежегодное жертвоприношение, и пригласил царя и его дочерей участвовать в церемонии. Царь, ничего не подозревая, послал дочерей вперед, сам же он, обремененный государственными заботами, намеревался прибыть позднее. Все случилось так, как и рассчитывал Мастусий. Он убил царских дочерей, смешал их кровь с вином и, когда прибыл царь, угостил его этим питьем. Когда царь, пожелав видеть дочерей, узнал, что с ними случилось, он приказал бросить Мастусия вместе с чашей в море. Вот почему то море, в память о нем, стали называть Мастусийским, а гавань и доныне зовется Чашей. По воле древних астрономов она обрела зримый образ среди созвездий, дабы служить людям напоминанием того, что никто не может беспечно извлекать пользу из злодеяния и что ненависть обычно никогда не забывается.
40.4. Некоторые, с чем согласен и Эратосфен, уверяют, что это — та чаша, которой пользовался Икарий, открывая людям вино. Другие же говорят, что это — бочка, в которую От и Эфиальт бросили Марса.