Кунсткамера

 

<< Назад | Оглавление

 
     

окна кве
 

Космо- и география
Тео и антропогония
Греческий алфавит
Греческое произношение
Греческие собственные имена
Греческая математика
Список исламских астрономов
Витрувианский человек
Словарь
Кунсткамера

На этой странице представлены всякие мифологические и прочие древнегреческие кунштюки, которые меня заинтересовали, но места им в рамках тематики сайта не нашлось. Просто бросить их и забыть мне жалко, буду складывать сюда в одну кучку.

Богини семейной жизни

Дактили

Ямб и Ямба

Стихотворные метры

Цитаты

Ахейцы и олимпийцы

Критская культура

О спорте

Афины, Дельфы, Фивы...

От детерминизма к свободе

Неприткнутые тексты

Об именах

Географические недоумения

Нереиды у Гесиода

Артемида-родовспомогательница

Млечный Путь

 


Богини семейной жизни

Странные были все же у греков представления о семейной жизни! Три богини имеют отношение к браку и заключению семейного союза - это Афродита, Гера и Гестия. И что?

Афродита - богиня любви. Однако на деле в мифах предстает как насылающая необузданную страсть или, скорее, похоть. Сама тоже весьма несдержанна в связях и изменяет своему Гефесту направо и налево.

Гера - богиня супружеской жизни, жена Зевса. Основная, если не единственная характерная черта ее, помимо волоокости - непомерная ревность. Во всех сюжетах, связанных с этой богиней, она или кого-то преследует из ревности, или мстит, или по-меньшей мере мучается подозрениями.

Гестия - богиня домашнего очага, так сказать, семейного уюта. Девственница. Действительно, не у домашнего же очага любовью заниматься?! Бездеятельна - пребывает в праздности, пальцем не шевеля. И впрямь, чем заниматься дома? И, наконец, вечно и безвылазно пребывает в доме - в своих хоромах на Олимпе, или символически - в храме, или аллегорически - у домашнего очага в каждом доме.

Вот такие богини семейной жизни!

Post Scriptum: еще о Гестии. Гестия не имеет в храмах своих изображений, и вечно горящий огонь символизирует богиню. Жрицы Гестии обязаны неустанно поддерживать его; если, горе, огонь угасает - дежурную жрицу порют розгами. Жрицы были весьма почитаемы, и когда они шли по улицам им предшествовал человек, ликтор, несущий розги. Впрочем, последнее - про весталок, римских жриц Весты, эквивалентной греческой Гестии.

Наверх


Дактили

Дактили - демонические существа, жившие во Фригии в Малой Азии на горе Ида (да, той, что у Трои и, как думают малазийцы, в предгорьях которой родился Зевс - что, конечно, явная ложь, ибо Зевс родился на Крите). Когда Рея рожала Зевса она, боясь закричать и привлечь внимание Кроноса, вдавила пальцы в землю. Из земли вышли Дактили (daktilos - палец) - пять женщин из левой и пять мужчин из отпечатков пальцев правой руки (обратим мимоходом внимание на древне-традиционную раскладку).

Дактили стали спутниками Реи в ее ипостаси Кибелы. Дактили охраняли колыбель Зевса... - нет, нет, Зевс родился на Крите, там тоже гора Ида, и я сам был в этой пещере! - обладали магическими навыками. Поговаривают, что это они открыли железо на соседней горе Берекинт и занялись его обработкой (кузнечное дело - традиционный магический акт!) Якобы удары их молота подарили миру стихотворный размер дактиль - кстати, возможно, именно Дактили посвятили Орфея в божественные тайны и подвигли его на введение эзотерических культов.

Я же склонен верить, что "дактиль" - мнемоническое правило для запоминания стихотворного метра - длинный слог-короткий-короткий: соответственно суставам пальцев.

Наверх


Ямб и Ямба

Ямба - дочь Пана и нимфы Эхо (интересно до Нарцисса или после?). Когда Деметра тосковала по похищенной дочери Персефоне, Ямба смогла рассмешить ее непристойными шутками. Отсюда и пошел метр ямб, применявшийся в "несерьезной" поэтике.

История с Ямба идентична с историей Баубо (если они вообще не одно лицо), о которой говорят разное - что она приняла Деметру в своем доме или что она была женщиной без головы, с глазами вместо сосков и ртом вместо вагины (привет российским издателям первого Миллера).

Post Scriptum. Вообще, Ямба, Бауба и Метанира что-то путаются в мифе о горевании Деметры, но мне недосуг с этим разбираться.

Наверх


Стихотворные метры

Привычное русскому уху стихосложение - силлабо-тоническое (не будем об устаревшем силлабическом), когда правильным образом чередуются ударные и безударные слоги (наверное, точнее сильные и слабые). Грекам ближе метрическое и, частично, мелодическое стихосложение, основанное на длине слогов (и, частично, тоне). На русский греческие стихи обычно переводятся соответствующей акцентуацией, если это возможно - а возможно это не всегда.

По крайней мере, самая древняя поэзия греков базируется на дактиле: метре "длинный-короткий-короткий слог". Из шести дактилей собирается трагический гекзаметр, из пяти - легковесный пентаметр и т.п.

Наверх


Цитаты

Здесь - всякие поэтические цитаты, зацепившие или с литературной точки зрения, или бытовой деталью, или просто забавные. Все - из сборника "Эллинские поэты VIII-III в до н.э." (НИЦ "Ладомир", 1999). Я не цитирую ни Гомера, ни Гесиода - другой масштаб. Отдельно я бы выделил "Персов" Тимофея, да в Сети не нашел ссылки, а на сканирование пока нет времени.

Длинные волосы носят кичливо мужи-исседосы.

Аристей

Эт-то на кого намек??


Об Одиссее в старости:

Жадно и мясом питался без меры, и сладостным медом.

Киклические поэмы


Нет, непристойно и ложно вести о душе разговоры

*  *  *

...разуму чужды кентавры

*  *  *

Пей же о гость, ибо есть и в питье самом добродетель:

Тот из мужей, кто хмельного на пиршестве более выпьет,

Верно, со знанием дела приказывать прочим способен.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ибо для смертных вино - от богов наилучший подарок.

Радостно, если оно согласуется с песнею всякой,

С пляскою всякой, а также со всякой любовной усладой.

Всякую скорбь изгоняет оно из груди человеков,

В меру когда его пить, и становится злом - коль сверх меры.

Паниасид


В каждом деле полагайся на богов. Не раз людей

На земле лежащих черной, ставят на ноги они.

Так же часто и стоящих очень крепко на ногах

Опрокидывают навзничь, и тогда идет беда.

Бродит он тогда по свету, нет ни разума ни средств...

*  *  *

Непристойно насмехаться над умершими людьми

*  *  *

Погрешил я, - и с другими так случалося не раз!

*  *  *

От страсти трепыхаясь, как ворона.

*  *  *

Как тянет варвар брагу чрез соломинку,

Так и она сосала, наклонившеся...

*  *  *

Часто копишь, копишь деньги - копишь долго и с трудом,

Да в живот продажной девке вдруг и спустишь все дотла.

 

Архилох

Чтоб умереть, у нас довольно времени,

Живем лишь только плохо годы краткие

 

Семонид Аморгосский

 


 

Все негодяи леросцы, не тот или этот - все вместе;

Случай особый - Проклей; с Лероса, впрочем, и он.

 

Фокилид

 


 

Герме Килленский, Майи сын, Гермес милый!

Услышь поэта! Весь в дырах мой плащ, дрогну.

Дай одежонку Гиппонакту, дай обувь!

Насыпь червонцев шестьдесят в мошну - веских!

*  *  *

Мимн, кознодей, не вздумай писать змея

Ты на борту многовесельной триеры,

Ползущего от носа к кормчему прямо.

Для кормчего - пойми, дурак ты набитый -

То будет знак плохой и горе большое,

Коль змей возьмет  да и куснет его в ногу.

 

Гиппонакт

 


 

Вот семь столов и столько же сидений

На тех столах - все маковые хлебцы,

Льняное и сесамовое семя,

И для детей в горшочках - хрисокола.

 

Алкман

 


 

Принеси мне чашу, отрок, - осушу ее я разом!

Ты воды ковшей с десяток в чашу влей, пять хмельной браги,

И тогда объятый Вакхом, Вакха я прославлю чинно.

Ведь пирушку мы наладим не по-скифски: не допустим

Мы ни гомона, ни криков, но под звуки дивной песни

Отпивать из чаши будем.

*  *  *

Клеобула, Клеобула я люблю,

К Клеобулу я как бешеный лечу,

Клеобула я глазами проглочу.

 

Анакреонт

 


...мыслить и быть - не одно ли и тоже?

Парменид

 

Наверх


Ахейцы и олимпийцы

Вероятно, олимпийские боги - боги ахейцев. Кто такие ахейцы - пришельцы с севера, племя в Фессалии, на территории которой находится Олимп, автохтоны (аборигены) или мигранты? Неизвестно; важно, что из маленького племени они, вероятно без активных военных действий, расселились по всей материковой и островной Греции и, кажется, части передней Азии, смешавшись с местным населением, так что всех греков постепенно стали именовать ахейцами. Легкость и естественность, с какой это произошло, связаны, очевидно, и с толерантностью, с которой ахейцы относились к местным богам. Туземные боги включались в олимпийский пантеон, оставаясь богами территорий.

Так, критское женское божество ассоциировалось с Реей Кибелой, Сицилия поставила в Пантеон Деметру и Персефону в супруги Гадесу, Афродита, местная кипрская богиня, стала влиятельной олимпийской богиней, я уж не говорю об Афине из одноименного региона! Разноплеменные боги, конечно, недолюбливают друг друга - Гера Зевса (хоть они и супруги), Зевс - Ареса (хоть он и его сын), а иногда даже дерутся, но в целом как-то уживаются на Олимпе.

Некоторым богам, впрочем, пришлось подвинуться - вспомним смену божественных династий, судьбы Метиды, Прометея, Ниобы, Минотавра, конфликт Афины с эриниями, кончившийся, кстати говоря, полюбовно...

Наверх


Критская культура

Высокоразвитая, изысканная, утонченная цивилизация средиземноморья, цивилизация художников, эстетов и мастеров. Имя Минос, вероятно, не собственное, но наименование правителя, как цезарь или фараон; может быть и Дедал - синоним инженера, может быть и миф о Икаре - напоминание о дельтапланеризме. Почему бы и нет: во дворцах Крита был водопровод с горячей водой, беде, а канализация функционирует до сих пор.

Тавроморфный мужской бог и женское божество с тотемическими змеями были едва ли не равноправны, что нетривиально как для патриа-, так и для матриархата. Не было половой сегрегации и в гражданском обществе. Девушки полноправно вместе с юношами выступали в , которая, кстати говоря, не является исключительной прерогативой Крита, как привычно считать, но известна в разных местах средиземноморья, и даже, например, в Каппадокии аж 25-го века до н.э.

Донесла фригийское письмо, кораблестроение и мореплавание, но не смогла привить утонченную цивилизацию ахейцам, смиренно пытавшимся освоить, но не потянувшим, а может быть и не заметившим этой культуры, опередившей их на несколько столетий. 

Распространилась на материковую Грецию и погибла, частично выродившись и выдохшись, частично, вероятно, под ударами цунами или иных стихийных катаклизмов, и добита была дорийцами.

Наверх


О спорте

Мой текст Спорт во времена античности на сайте IRQ.

Наверх


Афины, Дельфы, Фивы...

Крупнейшие греческие города помнят своих мифических основателей и следят за их потомством. Некоторые "царские" мифы образуют целые циклы - вспомним, например, печальный Фиванский цикл. Сомнительно, чтобы эти цари действительно были фактическими основателями городов, но, видимо, определенная историчность этих повествований возможна. Предполагается, что эти персоналии могли быть объединителями территорий, населяемых разными племенами. В частности, поэтому в целом ряде греческих топонимов сохранилось множественное число.

Наверх


От детерминизма к свободе

Интересно обнаружить в мифологии древних греков очевидный вектор развития от предзаданности, фатума и судьбы ранних версий к освобождению от предопределенности в поздних мифах.

Архаичные составляющие мифов - это царство детерминизма и фатальной предопределенности. Главной персонификацией судьбы были мойры. Они пряли нить человеческой жизни и обрывали ее, и ни чего поделать с таким раскладом событий было невозможно. Мойры были дочери Ночи, и потому непознаваемы, или Ананке - другой богини предопределенности, пряхи космической судьбы: между колен Ананке держит веретено, из которого выплетается нить мирового порядка, а веретено насажено на ось мира. Таким образом, сам космос устроен так, что детерминизм ему имманентно присущ.

Для соблюдения правопорядка прилагались и другие богини: Оры, ведавшие чередованием времен года и своевременно открывавшие врата колесницам богов небесных светил; в какой-то мере Эринии; довольно-таки формально-функциональная титанида Фемида; сам Кронос, неспроста слившийся позже с Хроносом, богом времени, оставляет ощущение механистичности и детерминизма. Но и Кронос падет жертвой фатального предсказания.

Олимпийские боги свободны. Они еще подчиняются закону мойр и не ведают будущего, но обладают личной волей, что есть залог освобождения от детерминизма. Неспроста в поздних мифах мойры становятся дочерьми Зевса и Фемиды.

В олимпийских мифах фатальность предсказаний оказывается под вопросом. Зевс избегает быть свергнутым детьми Метиды, слопав последнюю. Зевс же обходит опасность пасть жертвой сына Фетиды (сын нимфы должен стать более велик, чем его отец) , выдав ее замуж за смертного. Конечно, это еще обман судьбы, а не ее пренебрежение, но тенденция налицо.

(Конечно, у трагиков было модно писать про судьбу и неизбежность, но это был скорее сюжетный прием, чтобы поговорить о человеке в его несчастьях.)

А Тихе - новая богиня, богиня случая, богиня индетерминизма? А появление новых, молодых богов? Может быть, культы их были первоначально дикими, но они несли ощущение свободы. Здесь мифология остановилась.

Наверх


Неприткнутые тексты

Эхо

Ах, Эхо, экая помеха -
Без тела голос! Зов без рук,
Взгляд без ответа, плач без смеха...
Любовь без ласки - зыбкий звук!

 

 
Эвбул Бог веселый винограда
Позволяет нам три чаши
Выпивать в пиру вечернем.
Первую во имя граций,
Обнаженных и стыдливых,
Посвящается вторая
Краснощекому здоровью,
Третья дружбе многолетной.
Мудрый после третьей чаши
Все венки с главы слагает
И творит уж излиянья
Благодатному Морфею.

Наверх


Одиссев цикл

Калипсо. Расставание
Прочь устремляется плот с Одиссеем отважным.
Брег отриня, неотрывно он смотрит в соленые волны.
Где его дом, как пройдет он к Итаке дорогою влажной?
Смотрит Калипсо во след и глаза ее влагою полны.

* * *
Рыдают все: рыдает Одиссей,
Рыдает Пенелопа, няня плачет,
Свинарь сморкается с компанией друзей,
И Телемах... Жуковский нас дурачит?

* * *
От стен разрушенных святого Илиона
Так долог, долог, долог путь до дома,
Что ты минуешь милую Итаку сгоряча
Не сняв весла с блестящего плеча,
Забыв приметы, имена и лица,
В страну чужую чтобы углубиться
И там, лопату странную сняв с утомленных плеч,
Посейдаону гекатомбу жечь.

Письмо Пенелопы
Проходит год за годом - Одиссея нет,
А женихи сожрали скот и лапают прислугу,
Дорийку Телемах завел себе, подругу,
Он сам себе в делах хозяин, и совет
Теперь обратно шлет. А женихи все злее -
Очередной заканчивают пиф,
А мне чего-то жмет сегодня лиф,
А Одиссей у Кирки, говорят, на Эе,
Такой подлец! Все ждешь его да ждешь -
Который год... А женихи?.. Ну что ж,
В конце концов, распущена вся пряжа.

Харибда
Я источаю холодную белую пену.
Я поглощаю дельфинов, акул, октаподов, людей.
Ты десять лет воевал за чужую смешную Елену.
Ты для меня лишь закуска, герой Одиссей!

Я созерцаю зеленое зыбкое небо
Я обитаю в бездонной пучине морской темноты
Ты обнажаешь свой меч, призываешь Афину и Феба?
Я замираю... Я ожидаю, когда сюда спустишься ты!

Арго

ты вернулся: я узнал тебя по запаху
ты пахнешь морем и чужими странами
ты пахнешь кровью и чужими женами
ты пахнешь смертью и чужими ранами
чужими ласками, чужими стонами

я помню запах твой, я помню запахи:
песком, камнями, солнцем и оливою
ты пахнешь. молоком, вином, оружием
ты пахнешь. Пенелопою ревнивою
ты пахнешь. своей ложью неуклюжею
ты пахнешь: я узнал тебя по запаху

* * *
Струится через черный небосвод
Холодный Геры млечная потеря.
Под-вдоль нее я правлю скользкий плот,
Держа за угол парус и не веря.

Созвездья влажные мне озаряют путь,
Дрожат слезами в темном лике понта,
Охотник пламенный стоит в волнах по грудь:
Плеяды спасены. Мне плыть до горизонта.

Там Гелика укажет верный ход,
Эол из меха ветер вытряхнет попутный.
Я буду плыть безостановочно вперед,
Пока Итака не покажет берег смутный...

Калипсо. Расставание - 2
Калипсо смотрит: он уходит прочь,
Через плечо оставив для прибоя "Хайре!"
Ладонью бледной парус утекает в ночь.
...на берегу песчаном - ремешок сандальи.


Об именах

Изначально, мать Диониса Семела - фригийская богиня земли. Транскрибируйте ее имя на латынь и прочтите по-русски - получится "земля". Свидетельство родственности славянского языка с языками древних народов Балканского полуострова, откуда фригийцы переселились в Малую Азию. (Претензии к А.И. Немировскому)

Вакхические гимны к Дионису начинались с "Иакх! Эвоэ!", откуда латинский Вакх. (И грузинское "Вах!"?)

Νοστος (νοστοι во множественном числе) - "возвращение" по-гречески. "Ностами" назывались поэмы, описывающие возвращение троянских героев домой. Αλγος - боль. Отсюда - "ностальгия" (и "анальгин").

Наверх


Географические недоумения

Как кентавры, обитавшие в Фессалии, попали в Эриманф в пятом подвиге Геракла?. Может быть, после они были в рассеянье?

Как в одиннадцатом подвиге Геракл с крайнего запада от Атласских гор попадает на Кавказ, чтобы вызволить Прометея?


Нереиды у Гесиода

У Гесиода в Теогонии поименно перечислены дочери Нерея, и сказано, что их пятьдесят. Интересно, кто-нибудь их пересчитывал? Во всех комментариях утверждается, что нереид пятьдесят, но на самом деле перечислено пятьдесят одно имя.


Посейдон

У Проппа, ссылающегося на Мальтена, в "Исторических корнях волшебной сказки" указана мифологическая эволюция Посейдона.

Сначала он - хтоническое божество. Возможно, на этом этапе к нему привязан Скорпион из мифа Ориониады, хотя потом (?) его стали считать морским чудовищем. По мнению Проппа, уже на этом этапе Посейдон связан с конем.

Затем он становится богом источников. В споре с Афиной за покровительство над новым городом, впоследствии названном Афины, он первоначально выбивал из скалы пресный источник. (Как вариант - коня.) Впоследствии выбиваемый источник в мифах стал соленым, что довольно странно: на что Посейдон надеялся предлагая такой дар горожанам?

Наконец, Посейдон - морской бог.

Интересно, к какому этапу относится "Посейдон-колебатель земли" - к первому, как хтонический, или, все-таки, к последнему: будучи морским богом он ближе к корням суши?


Артемида-родовспомогательница

Артемида-девственница была, как не странно, помощницей в родах. По одной из версий мифа о рождении детей Лето, Артемида родилась первой и сразу же начала принимать у матери роды своего брата Аполлона.

Прокл пишет:

...Не познавшая брака,

Всяких родов она разрешает концы...



Млечный Путь

Хорошо известно, что Млечный Путь у греков - молоко Геры, брызнувшее на небо, когда она по ошибке едва не дала грудь ненавистному ей Гераклу.

Нонн Панополитанский придерживается, однако, другой версии. Он уверяет, что это, действительно, молоко Геры, но появилось оно на небе по зароку Зевса, который Геру попросил накормить им (вполне взрослого!) Диониса. Дело вот в чем.

Во время похода на индов Дионис вдруг лишился разума, обезумел, слетел с катушек, крыша поехала, и он ходил вдоль Инда с пустыми глазами и пеной изо рта. Официальная версия - его лишила разума Эриния по наущению, как водится, Геры. Но я думаю, это была натуральная симуляция и дезертирство с поля боя, и Дионис супротивника просто-напросто испугался: воевать - это вам не вино с вакханками пьянстовать.

Ну, Гера-то его и попоила, и молоком помыла... Слушает мужа-то!

[<< Назад] [Оглавление]

 

MMIV - MMXVI

astromyth (c)

tau-сайт (с)

taurusek@hotmail.ru

 

Победитель конкурса Звезды АстроРунета-2009: Лучший тематический сайт по астрономии

Призер конкурса ЗАРЯ—2007

24 марта 2016