Куншткамера
«Медея»
Встарь никто не следил за бегом светил
«Медея», Луций Анней Сенека (I в.), пер. С. Ошерова
от звезд, что эфир испещряют ночной,
Пользы не знал. Дожденосных тогда
Гиад не умел избегать корабль
И Оленской Козы опасных лучей
И Повозки в краю студеном небес,
За которой бредет старик – Волопас
Звезда Глафир
Γλαφυρή — «гладкая; красивая, изящная»
Перемещено сюда: Малая Медведица.
Размеры вселенной
Копендий «О расстояниях Луны» (по «Мнения философов», II, 31, 1)
Эмпедокл говорит, что расстояние от Луны до Солнца в два раза превышает расстояние от Луны до Земли.
Приверженцы астрологии учат, что (расстояние от Луны до Солнца) в 28 раз больше (чем от Луны до Земли).
Эратосфен утверждает, что расстояние от Земли до Солнца 4 миллиона 80 тысяч стадий. Луна же находится от Земли на расстоянии 780 тысяч стадий. [~5x — am / tau]
Множественность миров
Там же («Мнения философов»):
Метродор говорит, что (одинаково) было бы странным рождение на большой равнине (всего лишь) одного колоса и в беспредельности - всего лишь одного мира. То, что миров бесконечное множество, ясно из того, что бесконечны причины их возникновения. Ведь если (данный) мир имеет границу, причины же возникновения этого мира все - бесконечны, с необходимостью следует, что миров бесконечное множество (далее текст испорчен)… так как там, где причины бесконечны, бесконечны и продукты их; причинами же являются либо атомы, либо элементы.
Метродор Хиосский (ок. 330 г. до н. э.) — последователь Демокрита и ученик Гиппократа, автор сочинений «О природе», «Троянские деяния», «Ионийские деяния».
Игры
Агон.
Общегреческих игр — панэллинских агонов, состязаний, было не так много, всего-то четыре и большинство на Пелопоннесе (кроме Пифийских). Поэтому общим их покровителем считается Пелопс, человек неприятный, но на полуострове почитавшийся. Цикл четырех игр назывался периодос.
Олимпийские игры. Учреждены Гераклом, проводились в Олимпии, западный Пелопоннес, посвящены Зевсу. Когда возникли, неясно, упоминаются у Гомера, в VIII веке до н.э. были возобновлены. Проводились раз в 4 года. Первоначально включали бег, гонки на колесницах и борьбу.
Немейские игры. Учреждены Гераклом в честь победы над Немейским львом, посвящены Зевсу. Первая информация - VI век до н.э. Проводились раз в два года (в новолуние июня). Включали бег, борьбу, метания, гонки на колесницах, гимнастику и музыкальные состязания.
Истмийские игры. Учреждены Тесеем, посвящены Посейдону, проводились на Коринфском перешейке раз в два года, весной. В конце VI в. до н.э. стали общегреческими. Виды состязаний: гимнастические, конные, поэтические и музыкальные.
Пифийские игры (Дельфийские). Учреждены Аполлоном в честь победы над драконом Пифоном, исторически прослеживаются тоже с VI в. до н.э. Проводились, ясно, в Дельфах (это Фокида, не Пелопоннес), раз в четыре года, перед Олимпийскими. Проводились и атлетические состязания, в частности, гонки на колесницах, и состязания в разных искусствах, в частности, игре на кифаре, инструменте Аполлона.
Новорожденные у греков
«… обмывали новорожденных не водой, а вином, испытывая их качества: говорят, что больные падучей и вообще хворые от несмешанного вина погибают, а здоровые закаляются и становятся еще крепче».
Плутарх. Ликург. 16
Богини семейной жизни
Странные были все же у греков представления о семейной жизни! Три богини имеют отношение к браку и заключению семейного союза — это Афродита, Гера и Гестия. И что?
Афродита — богиня любви. Однако на деле в мифах предстает как насылающая необузданную страсть или, скорее, похоть. Сама тоже весьма несдержанна в связях и изменяет своему Гефесту направо и налево.
Гера — богиня супружеской жизни, жена Зевса. Основная, если не единственная характерная черта её, помимо волоокости — непомерная ревность. Во всех сюжетах, связанных с этой богиней, она или кого-то преследует из ревности, или мстит, или по-меньшей мере мучается подозрениями.
Гестия — богиня домашнего очага, так сказать, семейного уюта. Девственница. Действительно, не у домашнего же очага любовью заниматься?! Бездеятельна, пребывает в праздности, пальцем не шевеля. И впрямь, чем заниматься дома? И, наконец, вечно и безвылазно пребывает в доме: в своих хоромах на Олимпе, или символически — в храме, или аллегорически — у домашнего очага в каждом доме.
Вот такие богини семейной жизни!
Дактили
Дактили - демонические существа, жившие во Фригии в Малой Азии на горе Ида (да, той, что у Трои и, как думают малазийцы, в предгорьях которой родился Зевс - что, конечно, явная ложь, ибо Зевс родился на Крите). Когда Рея рожала Зевса она, боясь закричать и привлечь внимание Кроноса, вдавила пальцы в землю. Из земли вышли Дактили (daktilos - палец) - пять женщин из левой и пять мужчин из отпечатков пальцев правой руки (обратим мимоходом внимание на древне-традиционную раскладку).
Дактили стали спутниками Реи в ее ипостаси Кибелы. Дактили охраняли колыбель Зевса… - нет, нет, Зевс родился на Крите, там тоже гора Ида, и я сам был в этой пещере! - обладали магическими навыками. Поговаривают, что это они открыли железо на соседней горе Берекинт и занялись его обработкой (кузнечное дело - традиционный магический акт!) Якобы удары их молота подарили миру стихотворный размер дактиль - кстати, возможно, именно Дактили посвятили Орфея в божественные тайны и подвигли его на введение эзотерических культов.
Я же склонен верить, что "дактиль" - мнемоническое правило для запоминания стихотворного метра - длинный слог-короткий-короткий: соответственно суставам пальцев.
Ямб и Ямба
Ямба — дочь Пана и нимфы Эхо (интересно, до Нарцисса или после?). Когда Деметра тосковала по похищенной дочери Персефоне, сидя у скалы Агеласт «Несмеяна» в Элевсине, Ямба смогла рассмешить ее непристойными шутками. Отсюда и пошел метр ямб, применявшийся в «несерьезной» поэтике.
История с Ямба идентична с историей Баубо (если они вообще не одно лицо), о которой говорят разное: что она приняла Деметру в своем доме или что она была женщиной без головы, с глазами вместо сосков и ртом вместо вагины. Она тоже смешила Деметру непритязательными непристояностями, вроде пускания ветров или пуканья вагиной, а акт «задирания одежд» анасирма стал даже религиозным элементом.
Вообще, Ямба, Бауба и Метанира или Мисма что-то путаются в мифе о горевании Деметры, но мне недосуг с этим разбираться.
Стихотворные метры
Привычное русскому уху стихосложение — силлабо-тоническое (не будем об устаревшем силлабическом), когда правильным образом чередуются ударные и безударные слоги (наверное, точнее сильные и слабые). Грекам ближе метрическое и, частично, мелодическое стихосложение, основанное на длине слогов (и, частично, тоне). На русский греческие стихи обычно переводятся соответствующей акцентуацией, если это возможно, а возможно это не всегда.
По крайней мере, самая древняя поэзия греков базируется на дактиле: метре «длинный-короткий-короткий слог». Из шести дактилей собирается трагический гекзаметр, из пяти — легковесный пентаметр и т.п.
И стихи
Все - из сборника "Эллинские поэты VIII-III в до н.э." (НИЦ "Ладомир", 1999).
Длинные волосы носят кичливо мужи-исседосы.
Аристей
Об Одиссее в старости:
Жадно и мясом питался без меры, и сладостным медом.
Киклические поэмы
Нет, непристойно и ложно вести о душе разговоры
…разуму чужды кентавры
Пей же о гость, ибо есть и в питье самом добродетель:
Паниасид
Тот из мужей, кто хмельного на пиршестве более выпьет,
Верно, со знанием дела приказывать прочим способен.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ибо для смертных вино - от богов наилучший подарок.
Радостно, если оно согласуется с песнею всякой,
С пляскою всякой, а также со всякой любовной усладой.
Всякую скорбь изгоняет оно из груди человеков,
В меру когда его пить, и становится злом - коль сверх меры.
В каждом деле полагайся на богов. Не раз людей
На земле лежащих черной, ставят на ноги они.
Так же часто и стоящих очень крепко на ногах
Опрокидывают навзничь, и тогда идет беда.
Бродит он тогда по свету, нет ни разума ни средств…
Непристойно насмехаться над умершими людьми
Погрешил я, - и с другими так случалося не раз!
От страсти трепыхаясь, как ворона.
Как тянет варвар брагу чрез соломинку,
Так и она сосала, наклонившеся…
Часто копишь, копишь деньги - копишь долго и с трудом,
Да в живот продажной девке вдруг и спустишь все дотла.
Архилох
Чтоб умереть, у нас довольно времени,
Семонид Аморгосский
Живем лишь только плохо годы краткие
Все негодяи леросцы, не тот или этот - все вместе;
Фокилид
Случай особый - Проклей; с Лероса, впрочем, и он.
Герме Килленский, Майи сын, Гермес милый!
Услышь поэта! Весь в дырах мой плащ, дрогну.
Дай одежонку Гиппонакту, дай обувь!
Насыпь червонцев шестьдесят в мошну - веских!
Мимн, кознодей, не вздумай писать змея
Гиппонакт
Ты на борту многовесельной триеры,
Ползущего от носа к кормчему прямо.
Для кормчего - пойми, дурак ты набитый -
То будет знак плохой и горе большое,
Коль змей возьмет да и куснет его в ногу.
Вот семь столов и столько же сидений
Алкман
На тех столах - все маковые хлебцы,
Льняное и сесамовое семя,
И для детей в горшочках - хрисокола.
Принеси мне чашу, отрок, - осушу ее я разом!
Ты воды ковшей с десяток в чашу влей, пять хмельной браги,
И тогда объятый Вакхом, Вакха я прославлю чинно.
Ведь пирушку мы наладим не по-скифски: не допустим
Мы ни гомона, ни криков, но под звуки дивной песни
Отпивать из чаши будем.
Клеобула, Клеобула я люблю,
Анакреонт
К Клеобулу я как бешеный лечу,
Клеобула я глазами проглочу.
…мыслить и быть - не одно ли и тоже?
Парменид
Бог веселый винограда
Эвбул
Позволяет нам три чаши
Выпивать в пиру вечернем.
Первую во имя граций,
Обнаженных и стыдливых,
Посвящается вторая
Краснощекому здоровью,
Третья дружбе многолетной.
Мудрый после третьей чаши
Все венки с главы слагает
И творит уж излиянья
Благодатному Морфею.
Ахейцы и олимпийцы
Вероятно, олимпийские боги - боги ахейцев. Кто такие ахейцы - пришельцы с севера, племя в Фессалии, на территории которой находится Олимп, автохтоны (аборигены) или мигранты? Неизвестно; важно, что из маленького племени они, вероятно без активных военных действий, расселились по всей материковой и островной Греции и, кажется, части передней Азии, смешавшись с местным населением, так что всех греков постепенно стали именовать ахейцами. Легкость и естественность, с какой это произошло, связаны, очевидно, и с толерантностью, с которой ахейцы относились к местным богам. Туземные боги включались в олимпийский пантеон, оставаясь богами территорий.
Так, критское женское божество ассоциировалось с Реей Кибелой, Сицилия поставила в Пантеон Деметру и Персефону в супруги Гадесу, Афродита, местная кипрская богиня, стала влиятельной олимпийской богиней, я уж не говорю об Афине из одноименного региона! Разноплеменные боги, конечно, недолюбливают друг друга - Гера Зевса (хоть они и супруги), Зевс - Ареса (хоть он и его сын), а иногда даже дерутся, но в целом как-то уживаются на Олимпе.
Некоторым богам, впрочем, пришлось подвинуться - вспомним смену божественных династий, титаномахию[?]судьбы Метиды, Прометея, Ниобы, Минотавра, конфликт Афины с эриниями, кончившийся, кстати говоря, полюбовно…
Критская культура
Высокоразвитая, изысканная, утонченная цивилизация средиземноморья, цивилизация художников, эстетов и мастеров. Имя Минос, вероятно, не собственное, но наименование правителя, как цезарь или фараон; может быть и Дедал - синоним инженера, может быть и миф о Икаре - напоминание о дельтапланеризме. Почему бы и нет: во дворцах Крита был водопровод с горячей водой, беде, а канализация функционирует до сих пор.
Тавроморфный [?] мужской бог и женское божество с тотемическими змеями были едва ли не равноправны, что нетривиально как для патриа-, так и для матриархата. Не было половой сегрегации и в гражданском обществе. Девушки полноправно вместе с юношами выступали в тавромахии[?], которая, кстати говоря, не является исключительной прерогативой Крита, как привычно считать, но известна в разных местах средиземноморья, и даже, например, в Каппадокии аж 25-го века до н.э.
Донесла фригийское письмо, кораблестроение и мореплавание, но не смогла привить утонченную цивилизацию ахейцам, смиренно пытавшимся освоить, но не потянувшим, а может быть и не заметившим этой культуры, опередившей их на несколько столетий.
Распространилась на материковую Грецию и погибла, частично выродившись и выдохшись, частично, вероятно, под ударами цунами или иных стихийных катаклизмов, и добита была дорийцами.
Афины, Дельфы, Фивы…
Крупнейшие греческие города помнят своих мифических основателей и следят за их потомством. Некоторые "царские" мифы образуют целые циклы - вспомним, например, печальный Фиванский цикл. Сомнительно, чтобы эти цари действительно были фактическими основателями городов, но, видимо, определенная историчность этих повествований возможна. Предполагается, что эти персоналии могли быть объединителями территорий, населяемых разными племенами. В частности, поэтому в целом ряде греческих топонимов сохранилось множественное число.
От детерминизма к свободе
Интересно обнаружить в мифологии древних греков очевидный вектор развития от предзаданности, фатума и судьбы ранних версий к освобождению от предопределенности в поздних мифах.
Архаичные составляющие мифов - это царство детерминизма и фатальной предопределенности. Главной персонификацией судьбы были мойры. Они пряли нить человеческой жизни и обрывали ее, и ни чего поделать с таким раскладом событий было невозможно. Мойры были дочери Ночи, и потому непознаваемы, или Ананке - другой богини предопределенности, пряхи космической судьбы: между колен Ананке держит веретено, из которого выплетается нить мирового порядка, а веретено насажено на ось мира. Таким образом, сам космос устроен так, что детерминизм ему имманентно присущ.
Для соблюдения правопорядка прилагались и другие богини: Оры, ведавшие чередованием времен года и своевременно открывавшие врата колесницам богов небесных светил; в какой-то мере Эринии; довольно-таки формально-функциональная титанида Фемида; сам Кронос, неспроста слившийся позже с Хроносом, богом времени, оставляет ощущение механистичности и детерминизма. Но и Кронос падет жертвой фатального предсказания.
Олимпийские боги свободны. Они еще подчиняются закону мойр и не ведают будущего, но обладают личной волей, что есть залог освобождения от детерминизма. Неспроста в поздних мифах мойры становятся дочерьми Зевса и Фемиды.
В олимпийских мифах фатальность предсказаний оказывается под вопросом. Зевс избегает быть свергнутым детьми Метиды, слопав последнюю. Зевс же обходит опасность пасть жертвой сына Фетиды (сын нимфы должен стать более велик, чем его отец) , выдав ее замуж за смертного. Конечно, это еще обман судьбы, а не ее пренебрежение, но тенденция налицо.
(Конечно, у трагиков было модно писать про судьбу и неизбежность, но это был скорее сюжетный прием, чтобы поговорить о человеке в его несчастьях.)
А Тихе - новая богиня, богиня случая, богиня индетерминизма? А появление новых, молодых богов? Может быть, культы их были первоначально дикими, но они несли ощущение свободы. Здесь мифология остановилась.
Дочери Нерея
Гесиод пишет, что у Нерея было 50 дочерей. Но называет он 52, и имя Амфитрита называется два раза.
- Плото
- Сао
- Евкранта
- Амфитрита
- Евдора
- Фетида
- Галена
- Главка
- Спейо
- Кимофоя
- Фоя
- прелестная Галия
- Эрато
- Пасифея
- розоворукая Евникоя
- дева Мелита, приятная всем
- Евлимена
- Агава
- Дото
- Прото
- Феруса
- Динамина
- Несся
- Актея
- Протомедея
- Дорида
- Панопейя
- Галатея, прелестная видом
- Гиппофоя
- розоворукая Гиппоноя
- Кимодока, которая волны на море туманном … легко укрощает
- Киматолега
- Амфитрита прекраснолодыжная
- Кимо
- Эиона
- в прекрасном венке Галимеда
- Главконома улыбколюбивая
- Понтопорея
- Леагора
- Евагора
- Лаомедея
- Пулиноя
- Автоноя
- Лиспанасса
- ликом прелестная и безупречная видом Еварна
- милая телом Псамата
- божественная девя Мениппа
- Несо
- Евпомпа
- Фемисто
- Проноя
- Немертея с правдивой отцовской душою
Оры
Оры — богини времён года, открывающие ворота для небесных светил и облаков. Их число рознится, но поскольку они «богини времён года» ожидается, что их 4. Однако у Гесиода их три: возможно, потому что у классических греков были только три сезона — зима, весна и лето.
Эксихейры
Эксихейры = «шестирукие» — порождение Геры, сражались с аргонавтами у острова Кизик. (По Аполлонию Родосскому.)
Гибрис — перипетия — немезис
Гибрис, хюбрис, но мне кажется, правильно «ибрис», потому что ὕβρις — самоуверенная дерзость и гордыня, наглая надменность, в которой персонаж считает себя ровней богам. Движущая сила множества мифов: про братьев Алоадов, Белерофонта, Иксиона и многих-многих других, например, Одиссея или Эдипа. Все они дерзали сравняться с богами или, по крайней мере, противостоять божественной воле воле.
Гибрис / Ибрис или Тибрис (Θύμβρις) — персонификация гибриса: низшее божество дерзости, гордыни и вандального поведения. Бог войны Полемос по мимо Ареса и Афины у греков были и другие божества войны мелкого статуса влюбился в Гибрис и преследовал её повсюду. Поэтому Гибрис не возводили святилищ в городах и других населённых пунктах, ибо вслед за наглостью народа к нему приходит война.
Гибрис царя или героя неминуемо приводит к перипетии (περιπέτεια) — внезапному прекращению удачи. Поскольку мифы служили основой драматических произведений греков, слово «перипетия» вошло в литературоведческий лексикон в значении поворота сюжета.
Перипетия заканчивается немезисом (νέμεσις), божественным возмездием. Алоады низвергнуты в Тартар и мучаются там от криков совы; Беллерофонт сброшен Пегасом, страшно покалечился, лишился разума и зрения и бродил, безумный и никому не нужный, по земле; Иксион привязан к огненному бешено вращающемуся колесу, швырнут в небо, а потом низвергнут в Тартар.
Немезис царя падал и на народ; чтобы отвести возмездие от города в греческих демократиях практиковалась процедура остракизма (ὀστρακισμός), изгнания, как профилактической меры против гибриса правителя; ввел ее Тесей (и сам её подвергся). В современных демократиях остракизм успешно заменен системой выборов.
Таким образом небрежение выборностью правителя неминуемо приводит к гибрису, полемосу, перепетии и, наконец, к немезису.
Компут
Календарная астрономия или компут: составление календаря по данным астрономических таблиц.
«Зодиакальный человек», Homo signorum — сопоставление зодиакальных знаков частям тела человека.