Витрувианский человек
Витрувианский человек - это рисунок Леонардо да Винчи в одном из его дневников. Да Винчи изучал трактат Витрувия, римского архитектора I века до н.э., "Десять книг об архитектуре" и по содержащимся в нем соображениям Витрувия о пропорциях человеческого тела сделал этот набросок. Рисунок иллюстрирует анатомические соотношения, предложенные Витрувием, но да Винчи добавляет, конечно, и кое-что свое. Некоторые комментарии художника содержатся на самом листе с рисунком, но вообще его интересно и так поизучать.
В трактате Витрувия о пропорциях человеческого тела, точнее, мужчины, сказано, в общем-то походя. (О женских пропорциях тоже упоминается, о чем еще будет речь.) Он пишет, что хороший архитектор должен знать и придерживаться правильных соотношений частей здания также, как природа придерживается гармонических соотношений в теле человека. И дальше, прежде чем пуститься в многостраничные детальные описания архитектурных соотношений, Витрувий в качестве примера дает несколько анатомических формул. Вот они (далее они будут обозначаться V.n):
- лицо от подбородка до верхней линии лба (корней волос) = 1/10 роста
- ладонь от запястья до конца среднего пальца = 1/10 роста
- голова от подбородка до темени = 1/8 роста
- голова с шеей от верха груди до верхней линии лба = 1/6 роста
- от середины груди до темени = 1/4 длины тела
- от подбородка до ноздрей = 1/3 лица
- от ноздрей до межбровия = 1/3 лица
- от межбровия до корней волос = 1/3 лица
- ступня = 1/6 роста
- локтевая часть руки (локоть) = 1/4 роста
- грудь = 1/4 роста
- ладонь (ширина ладони) = 1/6 локтя
- палец = 1/4 ладони
- центр тела - пупок
- человек с распростертыми руками и ногами описывается кругом с центром в пупке
- человек с распростертыми руками описывается квадратом
- размах рук равен высоте
- ладонь = 1/6 локтя
- палец = 1/24 локтя
Витрувий приводит пропорции тела, отдельно головы и лица (V.6-8), общее строение фигуры (V.13-15) и меры длины, основанные на частях тела: палец (поперечник, вероятно, третьего пальца), ладонь (ширина ладони, иногда переводится "пядь"), ступня, локоть (V.9, 10, 12, 13, 18, 19). Исходя из роста 180 сантиметров можно составить такую таблицу мер:
- палец - 1.875 см,
- ладонь - 7.5 см,
- ступня - 30 см,
- локоть - 45 см.
Про пропорции женского тела Витрувий не говорит подробно, но упоминает, что они в целом "изящнее". В частности, архитектурные пропорции колонн "строго" дорического ордера - отношение диаметра к высоте - основаны на мужских пропорциях стопы 1/6, а "нежного" коринфского - на женских, 1/8. (Потом в архитектуре эти цифры изменились на 1/7 и 1/9 соответственно.)
Итак, Леонардо да Винчи делает набросок сдвоенный мужской фигуры по параметрам Витрувия и пишет на том же листе комментарии. Сначала он излагает некоторые витрувианские положения, затем дает общее описание фигур и, наконец, добавляет несколько своих пропорций. (Далее пропорции Леонардо обозначаются L.n)
Озаботившись найти в Сети пропорции да Винчи, я испытал культурный шок
Наверняка в специальной литературе существуют качественный перевод леонардовского текста с комментариями специалистов, но тиражированные на общедоступных ресурсах переводы безумны. Из них, например, можно узнать, что "длина всей руки - это 1/10 роста", то есть 18 см (тираннозавр какой-то, а не человек!), "шаг" равняется четырем локтям (то есть 180 см: на самом деле имеется в виду т.н. "двойной шаг"; вики-авторы ничтоже сумняшеся "исправляют" локоть на ладонь) или, наконец, если расставить ноги на 1/16 роста, то есть 12 см, они составят равносторонний треугольник! Добавляют и свои фантазии.
Вот настоящие пропорции витрувианского человека (не зная итальянского, я воспользовался английским переводам, в спорных случаях обращаясь к оригинальному тексту со словарем).
1 | 4 пальца составляют ладонь | из V.18, 19 |
2 | 4 ладони составляют стопу | из V.9, 10, 18 |
3 | 6 ладоней составляют локоть | V.12 |
4 | 4 локтя составляют рост человека | V.10 |
5 | 4 локтя равны (двойному) шагу | "двойной шаг" - мера длины; у Леонардо равен росту, но обычно полагался 148 см |
6 | 24 ладони равны росту | из V.10, 18 |
7 | Если вы расставите ноги так, чтобы ваша голова опустилась на 1/14 вашего роста, и поднимите руки так, чтобы пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок. |
V.14, 15; 1/14 вашего роста - довольно надуманное условие |
8 | ...при этом пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник. | L.8 + L.19 > L.7
(голова опустилась на 1/14 вашего роста) геометрически верно |
9 | Длина вытянутых рук равна росту | V.16 |
10 | Расстояние от корней волос до кончика подбородка - 1/10 роста | V.1 |
11 | Расстояние от кончика подбородка до макушки - 1/8 роста | V.3 |
12 | Расстояние от верхней части груди до макушки - 1/6 роста | не совпадает с V.4 |
13 | Расстояние же от верхней части груди до корней волос - 1/7 роста | не совпадает с V.4 |
14 | Наибольшая ширина плеч - 1/4 роста. | |
15 | От груди до макушки - 1/4 роста | V.5 |
16 | От локтя до кончиков пальцев - 1/4 роста | так же L.4 и V.10 |
17 | от локтя до подмышечной ямки - 1/8 роста | из L.16, 17 > длина руки от подмышки - 3/8 роста |
18 | Длина ладони - 1/10 роста | V.2; здесь - именно длина ладони, а не мера длины "ладонь" |
19 | Основание пениса находится посредине тела | Ср. с V.14, 15: Витрувий говорит о центре фигуры с распростертыми руками и ногами (центр - пупок), Леонардо - о прямостоящей фигуре (центр - основание пениса); так же см. L.21, 22 |
20 | Стопа - 1/7 часть роста | утверждение не совпадает ни с V.9, ни с L.2, 4, 5; разумного объяснения нет |
21 | От подошвы до колена 1/4 роста | L.21+22 > L.19 |
22 | От колена до основания пениса 1/4 роста | L.21+22 > L.19 |
23 | От кончика подбородка до носа - 1/3 лица | V.6 |
24 | От корней волос до бровей - 1/3 лица | V.7 |
25 | Длина уха - 1/3 лица | как следствие + V.7 > длина уха = длине носа |
В европейской живописи продолжают придерживаться пропорций "витрувианского человека", беря, в частности, за "единицу измерения" голову фигуры. Рост устанавливают также "в восемь голов", а длину ног - в половину полного роста. Похоже, однако, что реальные пропорции современного человека несколько иные: наш брат в среднем пониже, волос пожиже, а ножки покороче. Связано ли это с действительными генотипическими изменениями европеоидов или же Витрувий, а за ним и Леонардо тоже не стеснялись несколько приукрасить своего современника, мне не известно.