αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Века человечества мифологическая хронология

Века человечества впервые упоминаются у Гесоида в «Трудах и днях», получают развитие у Овидия в «Метаморфозах» и постепенно становятся общим местом. Но хотя они и становятся «общим местом», строгости в их определении не прибавляется: наоборот, в трактовках они еще больше расплываются. Попытаюсь как-то упорядочить информацию.

Везде в тексте датировка событий до нашей эры, поэтому счет в абсолютных цифрах идёт «от больших значений к меньшим».

1299 год — это начало XIII века, 1200 — это конец XIII века.

Не путайтесь!

Четыре века — золотой, серебряный, медный и железный — указывают и символизируют деградацию человеческого рода от блаженного времени близких богам людей со «спокойной и ясной душой» до жестокого века всеобщей ненависти и жестокости, забывшего не только богов, но и страх и совесть. Впрочем, уже Гесиод отходит от логичной последовательности и добавляет «век героев», а Овидий упоминает «поколение крови» и «каменное поколение», о которых почему-то комментаторы предпочитают не говорить. Для отличения этих дополнительных периодов я называю их «поколениями», а не веками. Вообще говоря, Гесиод применяет термин «поколения», не «века» в силу специфического отношения древних греков в категории исторического времени, но я буду следовать сложившейся традиции.

Везде в тексте приводится мифологическая датировка событий. Пожалуйста, не используйте эти даты в курсовых работах!
Все исторические датировки выделены курсивом и сопровождаются уточнением.

Начальная теогония — появление Геи и Урана, рождение титанов и их заключение в недрах земли, оскопление Урана, освобождение титанов, рождение титанов второго поколения — все это остается вне рамок темы, потому что людей на земле ещё нет.

Первый, золотой век начинается с создания человека Прометеем.

Золотой век

Золотой век
Золотой век
Хендрик ван дер Борхт
пер. пол. XVII в.

Создание человека
титаномахия, рубеж III — II т/л. до н.э.

Гесиод. «Труды и дни»

Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,
Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства.

Овидий. «Метаморфозы»

Первым век золотой народился, не знавший возмездий,
Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду и верность.
Не было страха тогда, ни кар, и словес не читали
Грозных на бронзе; толпа не дрожала тогда, ожидая
В страхе решенья судьи, — в безопасности жили без судей.
И, под секирой упав, для странствий в чужие пределы
С гор не спускалась своих сосна на текущие волны.
Смертные, кроме родных, никаких побережий не знали.
Не окружали еще отвесные рвы укреплений;
Труб не бывало прямых, ни медных рогов искривленных,
Не было шлемов, мечей; упражнений военных не зная,
Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди.
Также, от дани вольна, не тронута острой мотыгой,
Плугом не ранена, все земля им сама приносила,
Пищей довольны вполне, получаемой без принужденья,
Рвали с деревьев плоды, земляничник нагорный сбирали,
Терн, и на крепких ветвях висящие ягоды тута,
Иль урожай желудей, что с деревьев Юпитера пали.
Вечно стояла весна; приятный, прохладным дыханьем
Ласково нежил зефир цветы, не знавшие сева.
Боле того: урожай без распашки земля приносила;
Не отдыхая, поля золотились в тяжелых колосьях,
Реки текли молока, струились и нектара реки,
Капал и мед золотой, сочась из зеленого дуба.

Единственный век, о котором точно можно сказать, когда он начался и, более или менее точно, когда он закончился: если не в хронологическом смысле с датами, но в событийном и причинно-следственном.

Золотой начался с сотворения человека Прометеем. Это довольно поздняя мифологическая традиция, и она уже содержит анахронизмы. Прометей создал человека из глины гумуса, потому человек и «homo», а Афина наделила его дыханием. Но Афина — дочь Зевса, а олимпийские боги, включая Зевса, сами ещё не родились. Не будем придираться к несколько увлёкшимся мифографам.

Платон в диалоге «Кратил» предостерегал от того, чтобы людей золотого рода считать сделанными из золота в буквальном смысле, однако, этим действительно грешили, иначе бы он и не предостерегал.

Золотой век продолжался в течение всего правления Кроноса. (Найдите Кроноса на картинке Борхта.) Закончился он свержением Кроноса и войной олимпийских богов с титанами — титаномахией. По некоторым очень критичным оценкам рождение Зевса относится к 2000 г. до н.э.
От рождения Зевса до титаномахии прошло примерно 30 лет, а титаномахия продолжалась 10 лет и конец золотого века, вероятно, связан с её началом, хотя это не принципиально: в любом случае о сроке от создания человека до титаномахии можно только гадать; ясно, что это было достаточно продолжительное время.

Серебряный век

Конец Серебряного века
Конец Серебряного века
Лукас Кранах Старший, ок. 1530
Лондонская национальная галерея

титаномахия, рубеж III — II т/л. до н.э.
ящик Пандоры, середина XVIII в. до н.э.

Гесиод

После того поколенье другое, уж много похуже,
Из серебра сотворили великие боги Олимпа.
Было не схоже оно с золотым ни обличьем, ни мыслью.
Сотню годов возрастал человек неразумным ребенком,
Дома близ матери доброй забавами детскими тешась.
А наконец, возмужавши и зрелости полной достигнув,
Жили лишь малое время, на беды себя обрекая
Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах
Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,
Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам,
Как по обычаю людям положено.

Овидий

…серебряный век народился.
Золота хуже он был, но желтой меди ценнее.
Сроки древней весны сократил в то время Юпитер,
Лето с зимою создав, сотворив и неверную осень
С краткой весной; разделил он четыре времени года.
Тут, впервые, сожжен жарой иссушающей, воздух
Стал раскаляться и лед — повисать под ветром морозным.
Тут впервые в домах расселились. Домами служили
Людям пещеры, кусты и лыком скрепленные ветви.
В первый раз семена Церерины в бороздах длинных
Были зарыты, и вол застонал, ярмом удрученный.

Поначалу после перехода власти к Зевсу отношения новых богов с человечеством оставались хорошими, налоги платились, жертвы исправно приносились и составляли совместные трапезы.

Испортились отношения после меконской интриги Прометея, который спровоцировал обманный раздел жертвенных даров: на мясо под требухой и шкурой с одной стороны и на кости под слоем тука с другой. Зевс выбрал тук, обнаружил кости, оскорбился и по-пацански сделал пакость: отнял у людей огонь, лишив их, таким образом, плодов победы — сырое мясо особенно-то не прожуешь.

Прометей пошёл на обострение и украл огонь с Олимпа, передав его людям и научив с ним обращаться. Зевс наказал Прометея, приковав к скале, но открутить ситуацию с огнем уже не мог. Тогда он сделал асимметричный ход с Пандорой. (В скобках замечу, что Пандора была первой женщиной, до нее люди были только мужчинами. Это противоречит упоминаемому Гесиодом факту, что они до ста лет возились «близ матери доброй забавами детскими тешась»: не было матерей вообще. Кранаховская заставка иллюстрирует именно этот момент: невзрослеющие дети и дерущиеся столетние старцы.)

Пандора стала женой прометеевого брата Эпиметея, вскрыла сосуд с бедами, хранившийся в его доме, и серебряный век человечества бесславно завершился.

Конечно, от первого шага в Меконе до «ящика Пандоры» прошел не один день, а вероятно, и не один год. Представления, по которым серебряный век продолжался лишь несколько десятилетий, противоречат свидетельству Гесиода о «столетнем младенчестве», в котором по рождении пребывали люди этого поколения.

С концом серебряного века также связывают огигийский потоп, случившийся в 1757 до н.э. по Евсевию Кесарийскому со ссылкой на Кастора Родосского или примерно за два с половиной столетия до девкалионового и за тысячу лет до основания Рима. Впрочем, причины огигийского потопа не известны и вообще подробностей о нём никаких не сохранилось. Возможно, события с Прометеем / Пандорой и потоп как-то связаны, возможно, случайно совпали по времени, а возможно, потоп тут вообще не причем.

Овидий помещает в этот век похищение Персефоны (вероятно из-за формирования смены времен года), скитания Деметры и инициацию Триптолема, а это, по свидетельствам, конец XV — начало XIV вв. до н.э. (1414 — 1397), что не укладывается во временные рамки описанных выше событий, завершающихся в XVIII веке.

Медный век

Бронзовый век
Бронзовый век
Paolo Fiammingo, 1580 — 1596

ящик Пандоры, середина XVIII в. до н.э.
конец XII в. до н.э.

Гесиод

Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих
Медное создал, ни в чем с поколеньем не схожее с прежним.
С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили
Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели.
Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться
К ним не решался: великою силой они обладали,
И необорные руки росли на плечах многомощных.
Были из меди доспехи у них и из меди жилища,
Медью работы свершали: никто о железе не ведал.
Сила ужасная собственных рук принесла им погибель.

Овидий

Третьим за теми двумя век медный явился на смену;
Духом суровей он был, склонней к ужасающим браням, —
Но не преступный еще.

Зевс сделал поколение людей медного века из ясеня (у Зевса к ясеню специальные чувства: его выкармливали нимфы ясеня). В медном веке падение нравов продолжается. По Арату («Явления») Дике-справедливость покинула землю именно в этом веке, оскорбившись неправедностью медного населения и превратившись в созвездие Дева. По Овидию это произошло в следующем железном веке, хотя он и не настаивает на своем мнении. Я бы Арату здесь больше доверял.

В медном веке помимо дальнейшего разрушения духовных скреп возникли ряд греческих городов, но интрига его не в этом, а в датировке его завершения.

По частому мнению век оканчивается девкалионовым потопом, инициированным Зевсом (хотя он и потребовал согласия в совете богов, на котором все робко проблеяли в его поддержку). Зевс задним числом оправдывался, что его опять «спровоцировали» — Ликаон спровоцировал святотатственно, — но факт есть факт: Зевс обиделся на человечество целокупно и устроил всемирный потоп. Чудом уцелел Девкалион со своей рыжеволосой женой Пиррой и еще некоторые везунцы. Надо сказать, что Девкалион — сын Прометея, а Пирра — дочь Эпиметия и Пандоры, персонажей, непосредственно участвовавших в завершении серебряного века. Прошло почти три столетия: как их дети дожили до конца медного века? — не очень понятно, и это многовато для жизни даже очень древних греков. (Пирра еще могла родиться позже истории с ящиком, а вот Девкалион не мог, потому что позже его отец был прикован к скале на Кавказе, посещаемый только орлом на завтрак.)

Можно согласиться, девкалионов потоп — подходящее событие для конца века: смыл в водосток плохое и начинай ЗОЖ с понедельника! (Кстати, сразу после потопа случилась фаэтонова катастрофа с тотальным пожаром — все в один год! неудачный год получился…) Однако, предлагаются и другие, пожалуй, более подходящие варианты.

Как я говорил, Гесиод выделяет возникшее вскоре после потопа «поколение героев» в отдельный век и помещает его после медного (Овидий «героев» не упоминает); однако, логичнее включить его в состав того (медного) или иного (железного) века. Если принять окончанием медного века девкалионов потоп, то поколение героев приходится уже на железный век: герои начали проявлять себя примерно через поколение после постпотопного возрождения человечества. Но исторически обоснованнее поместить героев в век медный, и позже я поясню почему.

После колебаний, я склонился к «медному» варианту.

Поколение героев

XV ↦ ⇥ XIII вв. до н.э.

Гесиод поколение героев втискивает между медным и железным веком; у Овидия этот период прямо не упоминается. У латинского поэта, правда, есть «поколение крови» (о нём ещё будет речь), синхронизованное с героями. Так вот он помещает это поколение в описание железного века. Но у Овидия в соответствующем отрывке много вопиющих хронологических несообразностей, и это лишает его текст убедительности. Грейвс, напротив, прямо относит героев к медному веку, и примерно также считает современный исследователь Carlos Parada.

Ясность могли бы внести мифологические первоисточники, например, Гомер. Однако в «Илиаде» мы не находим желаемого: железо ее героям известно, но еще мало употребимо, в основном пользуются медным оружием, кто из воинов постатуснее — обзавёлся бронзовым щитом («гефестова бронза», из которой бог-кузнец изготовил щит Ахиллеса = медь + олово + серебро + золото), а другие, наоборот, довольствуются защитой из воловьих шкур… В общем, материал доспехов и оружия не дает однозначного ответа.

В пользу «медного» положения героев сыграли исторические аргументы в пользу более позднего начала железного века, и по размышлении я был вынужден с ними согласиться.

Гесиод

…поколенье, четвертое, создал Кронион
На многодарной земле, справедливее прежних и лучше —
Славных героев божественный род. Называют их люди
Полубогами: они на земле обитали пред нами.
Грозная их погубила война и ужасная битва.
В Кадмовой области славной одни свою жизнь положили,
Из-за Эдиповых стад подвизаясь у Фив семивратных;
В Трое другие погибли, на черных судах переплывши
Ради прекрасноволосой Елены чрез бездны морские.
Многих в кровавых боях исполнение смерти покрыло

Герои — полубоги, дети одного смертного родителя и бога или богини — внезапно стали движущей исторической силой, и это не понравилось бессмертным; в итоге всё кончилось плохо, хотя это и были их дети. Родство родством, а власть греет слаще.

Поколение героев занимает два-три века, и это были очень насыщенные века, а ключевые события уложились вообще в один: все мифологические сюжеты, известные из популярных книжек, произошли в этот краткий интервал — Геракл и аргонавты, Персей и Тесей, Эгей и Минос, Парис с яблоком, Ахиллес с пробитой пяткой и Эней с Анхизом на плече.

Период героев начинается почти сразу после девкалионового потопа с похищения Зевсом Европы, а заканчивается вскорости после Троянской войны, возвращения победителей, бегства Энея. Герои частью рассеялись в пространствах, а большинство же были перебиты друг другом, женами, родственниками и обстоятельствами. Героический проект был свёрнут, и Зевс как всегда потом оправдывался, что его, де, «подставили», на этот раз Гея. Героев просто не осталось, хотя последним героем считается Клеомед, участник в 72-й Олимпиады (492 год до н. э., а смерть его была совсем не геройская). Про него дельфийская пифия прорекла: Это последний герой, Клеомед из Астипалеи; \\ Жертвы ему принесите, зане уже он не из смертных. Таким образом, датировка поколения героев: от похищения Европы и её поисков Кадмом в начале XV в. до конца XIII в., когда пассионарный всплеск угас. (По другим предпочтениям используется расширенная трактовка: XVI — VI вв. до н. э., это как раз с учетом Клеомеда.)

Конец поколения героев, иссякнувших постепенно, в каким-то событием не связан, но начало следующего железного века достаточно строго обозначено.

Железный век

Век железа
Век железа
Paolo Fiammingo, 1580 — 1596

возвращение Гераклидов, 1100
настоящее время

Гесиод

Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.
Землю теперь населяют железные люди. Не будет
Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,
И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.
Дети — с отцами, с детьми — их отцы сговориться не смогут.
Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю — хозяин,
Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;
Будут их яро и зло поносить нечестивые дети
Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет
Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.
Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.
И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,
Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею
Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.
Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые
Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся.
Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно
Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным.
Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,
Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,
К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,
Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды
Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет.

Овидий

Последний же был — из железа,
Худшей руды, и в него ворвалось, нимало не медля,
Все нечестивое. Стыд убежал, и правда, и верность;
И на их место тотчас появились обманы, коварство;
Козни, насилье пришли и проклятая жажда наживы.
Начали парус вверять ветрам; но еще мореходы
Худо их знали тогда, и на высях стоявшие горных
На непривычных волнах корабли закачались впервые.
Принадлежавшие всем до сих пор, как солнце и воздух,
Длинной межою ноля землемер осторожный разметил,
И от богатой земли «не одних урожаев и должной
Требовать стали еды, но вошли и в утробу земную;
Те, что скрывала земля, отодвинувши к теням стигийским,
Стали богатства копать, — ко всякому злу побужденье!
С вредным железом тогда железа вреднейшее злато
Вышло на свет и война, что и златом крушит, и железом,
В окровавленной руке сотрясая со звоном оружье.
Люди живут грабежом; в хозяине гость не уверен,
В зяте — тесть; редка приязнь и меж братьями стала.
Муж жену погубить готов, она же — супруга.
Страшные мачехи, те аконит подбавляют смертельный;
Раньше времени сын о годах читает отцовских.
Пало, повержено в прах, благочестье, — и дева Астрея
С влажной от крови земли ушла — из бессмертных последней.

Железный век — последний век, когда всё пошло совсем нехорошо.

«Ранняя датировка» века связана с девкалионовым потопом, но «поздняя» кажется предпочтительней. Это возвращение Гераклидов.

Гераклиды — потомки Геракла, а в данном случае потомки его сына Гилла.

Судьбы героев складывались по-разному, не все погибли в битвах: кто-то — хорошо ли, плохо ли — передал наследникам царский трон, кто-то сгинул кое-как; судьба Геракла в этом ряду была не лучшей. Погубила его жена Деянира и не из коварства, а по большому уму, смерть он принял не в пылу сражения, а на пламени костра, который сам и сложил, а сын его Гилл остался родственным приживалом у того самого царя Эврисфея, который столько лет понукал героя. Потом Гилл был вынужден бежать, претерпел невзгоды и лишения изгнания.

Гилл знал, что в годы подвигов отец завоевал некоторые земли Пелопоннеса, но, за недосугом, оставил их до поры местным властителям с условиям, что те вернут завоеванное потомкам героя. Выросший Гилл претендовал на отцовское наследство и действительно получил оракул, что оно вернется гераклидам после трьего плода; он пошел в поход через три года, но потерпел поражение. Только лишь когда минуло три поколения его потомки вернулись на Пелопонесс во главе дорийцев, и получили вожделенную власть.

Так вернулись Гераклиды, так двинулись на юг «народы моря», так опустились на Элладу «темные века». Так начался железный век.


Чем дорийская датировка соблазнительна? Во-первых, дорийцы были вооружены железным оружием: массово. Собственно, с дорийского вторжения начинается «железный век» в историческом смысле, а не только в мифологическом. Во-вторых, нашествие принесло деградацию культуры, связи распались, письменность исчезала, наступили темные века, цивилизация вернулась к родовому строю.

Возвращение Гераклидов хронисты датируют 1100 г. до н.э. плюс-минут десятилетие. Кстати, историки с ними согласны и относят дорийское вторжение на XI—IX вв. до н. э, то есть начало как раз ~1100.


Гесиод предполагает, что железный век закончится, когда дети начнут рождаться седыми, и тогда появится другое неведомое поколение. Овидий не дает прогнозов: его «Метаморфозы» писались в то время, когда поступил социальный заказ на новый возрожденный «золотой век», золотой век Августа. Но поэт как-то не прислушался.

Поколения Овидия

Завершив описание тягот железного века, от которого дева Аст­рея // С влаж­ной от кро­ви зем­ли ушла Овидий сетует, что Не был, одна­ко, зем­ли без­опас­ней эфир высо­чай­ший. Далее он ведет повествование о событиях, результатом которых было появление на земле еще двух поколений людей. К сожалению, описания эти анахроничны, и их нельзя использовать для датировки.

Гигантомахия и поколение крови
Битва богов и гигантов
Битва богов и гигантов
Чезаре Россетти, XVII в.
частная коллекция

Овидий вспоминает гигантомахию, битву олимпийских богов с гигантами, сыновьями Геи, выползшими из её недр.

Овидий

детей изобильной напитана кровью,
Влажною стала земля и горячую кровь оживила;
И, чтоб от рода ее сохранилась какая-то память,
Образ дала ей людей. Но и это ее порожденье
Вовсе не чтило богов, на убийство свирепое падко,
Склонно насилье творить. Узнаешь рожденных от крови!

Кровь побитых гигантов напитала землю, и Гея родила автохтонное «поколение крови», не чтившее богов, но жадное до убийства.

Гигантомахия произошла в период гесиодовских героев, потому что на стороне богов выступал сам героический герой Геракл: по пророчеству боги не могли причинить вред гигантам, и им нужен был смертный союзник, каким и стал Геракл. (Гигантомахия вообще выглядит довольно архаичной с этими мегалитическими сражениями, путанными предсказаниями, разрыв-травой и гекатонхейрами, свежующими нимфу-корову Тартара Кампу… Тем не менее, все происходит незадолго-рядом с троянскими событиями.)


Раз гигантомахия произошла в героическую эпоху, мы могли бы и её включить в железный век, но Овидий идет еще дальше, и ставит девкалионов потоп после гигантомахии. Это, конечно, не лезет ни в какие хронологические рамки. Замечу, что Овидий к битве с гигантами приплетает нагромождённые друг на друга горы Пелион и Осу, которые связаны совсем с другими событиями: с дерзостью Алоадов… Нет, доверять Овидию здесь точно не стоит!

Потоп и каменное поколение
Девкалион и Пирра
Девкалион и Пирра
Питер Пауль Рубенс, 1636
Прадо.Мадрид, Испания

Овидий помещает потоп после гигантомахии. Упс. Возможно, из поэтических композиционных соображений. А заодно описывает новую генерацию людей, упорную в трудах и невзгодах.

Спасшиеся от потопа Девкалион и Пирра высаживаются на пустынную гору, показавшуюся из воды, и в недоумении, как им теперь жить-то вдвоем на земле? (Они еще не знают, что потоп, к счастью, был не так успешен, как рассчитывал Зевс.) Но они получают пророчество кидать через плечо кости прародительницы, догадываются, что под «прародительницей» разумеется их совместная прабабка Гея, и начинают бросать за спину её «кости»-камни.

Камни превращаются в людей, «каменный род». Так человечество возрождается.

Овидий

…каменья
Те, что мужчина кидал, и внешность мужчин обретали;
А из-под женских бросков вновь женщины в мир возвращались.
То-то и твердый мы род, во всяком труде закаленный,
И доказуем собой, каково было наше начало!

Наверное, тут уместно предположить, что «поколения» Овидия суть новые генерации людей. Люди (как, впрочем, и другие существа) могут появляться на свет «штатно» от своих родителей, но в экстремальных ситуациях людей-автохтонов может породить и Гея-земля — из крови, камней или чего-то еще подходящего, например, драконьих зубов. Овидий подробно описывает этот процесс. Похоже, под поколениями крови и камней он разумеет именно этих автохтонов, чьи потомки продолжают жить среди нас.


В связи с этим нужно упомянуть еще одно малоизвестное автохтонное поколение, обнаруженное Гераклом.

Κοπριά Γένος

Во время шестого подвига, разгребая авгиевы конюшни и запрудив воды реки Алфей, Геракл обнаружил уносимое потоками нечистот скрытое доселе племя человеческих созданий, похожих на больших бледных червей на коротких кривых ногах, с унылыми ничего не выражающими лицами, без заметного волосяного покрова на теле и голове; их мужчины и женщины были трудно отличимы.

Схолиасты утверждают, что копрогены споро перебрались в Гиперборею, ибо только в холоде могли переносить открытый воздух. Там они укоренились и, говорят, существовали в поздние эпохи, не смешиваясь с местным населением. Путешественники в северные страны утверждали, что их выдает специфический дух, который невозможно перебить розовым маслом, поэтому местные копрогены выбирают местом уединенного жительства заглубленные закрытые помещения, избегают народных гуляний и на симпозиумах предпочитают возлежать за дальним концом длинного стола.

Хронологические оценки

Хронологические оценки
ВекРГ по Роберту ГрейвсуИС по святому Иерониму Стридонскомуam
золотой 1710 — 1674… — 2000
серебряныйнеолитический матриархат1674 — 16282000 — 1750-е
медныйпеласги1628 ― 14721750-е — 1520-е
героевмикенская культура1460 ― 11031500 — 1300
железныйдорийцы1100 ― …1520-е — …